Лишение северных надбавок
Лишение северных надбавок
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
Однако, в Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596 <Об отмене решения Верховного Суда РФ от 12.10.2004 N ГКПИ04-1271 и признании недействующими пункта 22 (частично), подпунктов «б», «и», «к» пункта 27 «Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. «, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2> ВС РФ указал, что право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни Трудовой кодекс, ни Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Оспоренные положения Инструкции подменяют установленное законодательными актами понятие «стаж работы» на «непрерывный стаж работы», предусматривая увольнение за виновные действия в качестве основания, прерывающего такой стаж, что влечет за собой прекращение права на процентную надбавку, имеющегося у работника с учетом его стажа работы в особых климатических условиях. Тем самым право на процентную надбавку поставлено в зависимость не от стажа работы в особых условиях, а от причины расторжения трудового договора.
По существу, эти положения Инструкции ограничивают право работника на вознаграждение за труд, допускают снижение установленного на основании закона размера оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая в противоречии с вышеназванными законодательными актами возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий увольнению за виновные действия. По сути, имеет место установление в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, дополнительной не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях.
Вследствие применения такой ответственности работник при оплате труда ставится в неравные условия с другими работниками, имеющими равный с ним стаж работы в таких же условиях, что не соответствует требованиям статьи 132 Трудового кодекса, запрещающей какую- либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.
Оспариваемые нормативные положения, принятые без учета предназначения процентной надбавки, отнесенной федеральным законом к гарантиям и компенсациям, и в противоречии с правовым регулированием, осуществляемым законодательными актами, не могут быть признаны законными и подлежат признанию недействующими.
Не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования и нормативное положение, аналогичное оспоренному, содержащееся в Постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера».
Согласно статье 314 Трудового кодекса порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит вышеприведенным нормам Трудового кодекса.
Путин отменил указ Ельцина о территориях Крайнего Севера. Что теперь ждет жителей Карелии, Коми и Бурятии?
Президент России Владимир Путин отменил указ экс-главы государства Бориса Ельцина от 20 декабря 1993 года, согласно которому отдельные районы Карелии были приравнены к условиям проживания на Крайнем Севере.
Помимо этого, из перечня удалили Республику Коми, Бурятию и Коми-Пермяцкий автономный округ. Также из пункта указа, в котором идет речь о реализации стратегии развития Арктической зоны на Чукотке и создании подводной волоконно-оптической линии связи Петропавловск-Камчатский — Анадырь, исключили слова «Ненецкого автономного округа».
Это было сделано в рамках изменений в Стратегии развития Арктической зоны.
Пресс-секретарь президента России пообещал уточнить подробности указа главы государства Владимира Путина о территориях Крайнего Севера. По его предположению, появление этого указа является техническим моментом.
«Если я не ошибаюсь, все-таки это технический момент. Я разберусь с этим», — сказал он.
В Минэкономразвития в свою очередь уточнили, что территории, ранее отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, вошли в проект постановления правительства об утверждении единого перечня подобных территорий.
По данным властей республики, жители продолжат получать соответствующие надбавки. Там также уточнили, что отмена указа 1993 года необходима для приведения в порядок документов органов власти.
В настоящее время действует множество документов о льготах для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где неоднократно вносились изменения, отметили в управлении труда и занятости республики. Отмена надбавок в Карелии не предусмотрена никакими документами, которые поступали в регион из федерального центра, подчеркнули власти.
По словам главы Бурятии Алексея Цыденова, перечень территорий, попадающих в категорию «районы крайнего Севера», будет утвержден постановлением правительства России до конца 2021 года, передает РИА Новости.
«То есть у нас не будет пробелов в нормативном регулировании. При этом в рамках этого перечня Бурятия только выиграет», — уверен Цыденов.
В пресс-службе главы региона добавили, что все северные надбавки, выплачиваемые жителям территорий Бурятии, приравненных к Крайнему Северу, сохранятся.
По словам депутата Государственной Думы от Карелии Валентины Пивненко, указ главы государства направлен на то, чтобы привести всю нормативно-правовую базу о районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в единый документ. По ее словам, такие изменения связаны с уточнением нормативно-правовой базы, так как после указа российского лидера появлялись и другие законы, которые никто не отменял.
Что касается решения об отмене северных надбавок, оно должно обсуждаться на российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям, где участвуют представители правительства, Союз работодателей и российские профсоюзы, уточнила Пивненко.
К территориям Крайнего Севера отнесли отдельные части республик Алтай, Бурятия, Карелия и Тыва. Вместе с тем в данный список попали части Хабаровского, Пермского, Красноярского и Приморского краев, а также территории Амурской, Иркутской, Архангельской, Тюменской и Сахалинской областей.
Кроме того, к Крайнему Северу отнесли часть территорий Ханты-Мансийского автономного округа. К субъектам, которые полностью вошли в Состав Крайнего Севера, относятся Якутия, Магаданская и Мурманская области, а также Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа и Камчатский край.
Список районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к этим районам, был впервые установлен постановлением совета министров СССР в 1983 году. В соответствии с ним пять районов Карелии были признаны территориями Крайнего Севера, остальные — были местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
В России гражданам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставлены государственные гарантии и компенсации в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
Сейчас они касаются 9,8 миллиона человек, которые проживают на площади около 12 миллионов квадратных километров. К районам Крайнего Севера, где применяется система льгот и компенсаций жителям, относят все острова Северного Ледовитого океана и его морей, Архангельскую область (Ненецкий автономный округ, город Северодвинск, районы Лешуконский, Мезенский, Пинежский, а также Соловецкие острова), Иркутскую область (Катангский район), Республику Коми (города Воркута, Инта, Усинск), Красноярский край (города Игарка, Дудинка и Норильск), Магаданскую область и Мурманскую область, Сахалинскую область (город Оха и районы Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский, Южно-Курильский).
Также к Крайнему Северу относятся Тыва (районы Монгун-Тайгинский, Тоджинский; Шынаанская сельская администрация Кызылского района), Тюменская область (Ямало-Ненецкий автономный округ, Белоярский и Березовский районы Ханты-Мансийского автономного округа), Хабаровский край, Чукотский автономный округ и Якутия.
Самые крупные города Крайнего Севера — Архангельск, Мурманск и Норильск.
Северные льготы должны быть сохранены
Заработная плата в Архангельской области, как территории с особыми климатическими условиями должна быть в размере не менее утвержденного минимального размера оплаты труда. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы на Севере. Так в Архангельске, для тех, чей оклад не дотягивал до утверждённого по России МРОТ, он умножался на северный коэффициент 1,7 пусть со скрипом и иногда через суд. При этом, например, в Северодвинске доплаты до суммы в 16500 рублей шли из регионального и местного бюджета. Однако, после ряда противоречивых судебных решений руководители бюджетных учреждений ждут утверждения областного бюджета с надеждой, что деньги на доплаты найдутся, потому что из «собственных резервов» таких сумм им не наскрести.
Один из острых вопросов для жителей всех северных территорий России, в том числе и Архангельской области — это увеличение заработной платы, прежде всего тех категорий работников, у которых она немногим превышает утвержденный минимальный размер оплаты труда. Зарплаты на севере стремительно приближаются к южным, а кое-где давно стали меньше. Поэтому наш комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера продолжает законотворческую работу, направленную на сохранение «северных» надбавок и реальное увеличение уровня заработной платы жителей территорий, входящих в Арктическую зону России.
Одним из шагов в этом направлении стало принятие федерального закона «О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации». В законе фактически установлено, что МРОТ — это минимальный должностной оклад, а уже к нему начисляются все компенсационные и стимулирующие надбавки, в том числе северный районный коэффициент. Это позволит выстроить стройную систему оплаты труда, в которой бы работники, которые получают свою заработную плату за неквалифицированный труд, не были бы приравнены к специалистам. Чёткое определение того, что входит в минимальный размер оплаты труда, приведет к тому, что месячная заработная плата работника не будет ниже размера минимальной заработной платы без учёта районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, принятие изменений в закон должно помочь в решении этого вопроса, и избежать многих судебных тяжб, связанных с разночтением главного документа, регламентирующего трудовые отношения.
Коллизия с неопределенностью расчета размера МРОТа для жителей севера возникла, после того с 1 сентября 2007 года утратила силу часть вторая статьи 129 Трудового кодекса, устанавливающая, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Таким образом, сейчас мы вернулись к ранее действовавшему порядку в части повышения минимального размера оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с применением районных коэффициентов и процентных надбавок. Эти изменения, несомненно, будут способствовать повышению уровня заработной платы жителей северных территорий России, в том числе и Архангельской области.
Средства на «северные» надбавки можно предусмотреть непосредственно в федеральном бюджете в виде дотаций субъектам РФ. Но есть и другой вариант — увеличить отчисления по налогам для регионов. Тем самым у местных властей появляется реальный стимул для привлечения инвестиций, развития новых производств и создания рабочих мест. Ведь чем больше будет налогооблагаемая база, тем больше средств будет оставаться в регионе на финансовое обеспечение «северных» выплат. Рост реальной заработной платы также и решает актуальную задачу сокращения миграционного оттока населения с северных территорий.
Кому положены северные надбавки
Дополнительные гарантии и компенсации устанавливаются решениями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, коллективными договорами, локальными нормативными актами или непосредственно трудовыми договорами.
На сегодняшний день существуют несколько нормативных актов, предусматривающих правила установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Севера.
Районные коэффициенты
По статье 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются правительством РФ. Но до сегодняшнего дня такой нормативный акт не принят. Поэтому до принятия соответствующего акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РФ или бывшего СССР.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе за счет собственных бюджетов устанавливать более высокие районные коэффициенты для государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.
Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, устанавливают размеры районных коэффициентов самостоятельно, закрепляя их в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. Но необходимо учитывать, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями не может быть ниже установленной трудовым законодательством, что следует из статьи 148 ТК РФ.
Таким образом, до установления правительством РФ районного коэффициента кадровики каждой местности, отнесенной к Крайнему Северу или приравненной к нему, вынуждены самостоятельно разбираться, как и какие коэффициенты использовать.
Например, в одном из вопросов пришлось разбираться Верховному Суду РФ (определение от 10.02.2009 № КАС08-757). Суд установил, что нормативными правовыми актами, устанавливающими районные коэффициенты, являются постановление Совета Министров СССР от 15.10.1969 № 823, которым введен с 01.10.1969 районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не установлен, и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26, устанавливающее районный коэффициент 1,20. Эти нормативные правовые акты в настоящий момент устанавливают повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях.
Размеры районных коэффициентов в производственных отраслях, таблица
Размеры районных коэффициентов в непроизводственных отраслях, таблица
Коэффициенты за работу в безводных, высокогорных и пустынных местностях, таблица
Применяются ли коэффициенты при вахтах, командировках и дистанционной работе
Учитываются ли районные коэффициенты при расчете заработной платы, если компания находится в местности, для которой районные коэффициенты не установлены, а работник фактически работает там, где эти коэффициенты применяются?
Да, в этом случае районные коэффициенты учитываются независимо от места нахождения работодателя. Этот вывод следует из пп. «б» п. 2 разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30, обзора Верховного Суда РФ от 26.02.2014, и содержится в письме Роструда от 15.01.2016 № ТЗ/23333-6-1.
При разъездном характере работы трудовые обязанности иногда выполняются не по месту нахождения работодателя (его обособленного структурного подразделения). Если работник работает в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, к его заработной плате необходимо применять районный коэффициент.
Эта гарантия распространяется и на работников, выезжающих в указанные районы и местности из других районов для выполнения работ вахтовым методом (абз. 1, 2 ч. 5 статьи 302 ТК РФ), и на лиц, работающих по совместительству (ч. 3 статьи 285 ТК РФ).
Направление работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не является основанием для начисления районного коэффициента. За период нахождения в командировке за работником, в частности, сохраняется средний заработок (статьи 167 ТК РФ). Районный коэффициент на него не начисляется. Этот вывод подтверждает обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014. Но если работник докажет, что фактически работал вахтовым методом, а не находился в длительных командировках, то суд обяжет работодателя применять районный коэффициент.
Право на получение районного коэффициента к заработной плате возникает у работников с первого дня работы в соответствующих районах и местностях. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Размер заработка, на который начисляется районный коэффициент, не ограничен.
За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатель и (или) уполномоченные им представители привлекаются к ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Это следует из ч. 1 статьи 142 ТК РФ.
Северные надбавки положены и дистанционным работникам. Представители Роструда, ссылаясь на судебную практику, отмечают, что надо принимать во внимание фактическое место работы человека. Если он работает в регионе, где начисляется надбавка, то работодатель обязан платить ее. Место нахождения компании, в штате которой состоит работник, роли не играет. Но при необходимости стороны вправе прописать в трудовом договоре место выполнения работы дистанционным сотрудником.
Процентная надбавка к заработной плате
В отличие от районных коэффициентов, начисляемых с первого дня работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, размер процентной надбавки зависит от стажа работы на указанных территориях.
Трудовой стаж, необходимый для начисления процентной надбавки к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 01.06.1993 суммируется независимо от сроков перерыва в работе.
Истец обратился в суд с иском к филиалу организации о перерасчете процентной надбавки, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов.
В обоснование иска истец указал, что с 05.08.2011 работал в филиале организации, расположенном в г. Ноябрьске, в должности бухгалтера и получал процентную надбавку за стаж работы в районе Крайнего Севера в размере 80%.
31.08.2011 истца уволили по истечении срока трудового договора, а 16.04.2012 вновь приняли на работу в этот же филиал организации, но процентная надбавка была установлена в размере 60%.
Суд удовлетворил требования истца, сославшись на постановления Совета Министров — правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (введено в действие с 01.06.1993), в котором определено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе.
Также важно, что основания прекращения трудовых отношений не имеют значения для исчисления трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки.
Истец обратилась с иском к организации о взыскании невыплаченной суммы надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, ссылаясь на то, что работодатель в нарушение ст. 317 ТК РФ не выплачивал ей указанную надбавку в размере 100%.
При разрешении спора суд установил, что до заключения 08.04.2005 трудового договора с организацией Р. работала сторожем в другой организации, расположенной в районах Крайнего Севера, откуда была уволена 10.12.1996 по п. 4 ст. 33 КЗоТ РФ за прогулы. Ответчик, руководствуясь нормативными документами, посчитал, что непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с прогулом без уважительных причин, и при поступлении на работу истца начал заново исчислять стаж, дающий право на получение процентной надбавки, и, соответственно, устанавливал ей процентную надбавку: с 08.10.2005 — 10%, с 08.04.2006 — 20%, с 08.10.2006 — 30% и т. д.
Решением суда требования истца удовлетворены.
В этом случае суд первой инстанции руководствовался позицией Верховного Суда РФ, по которой процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым прекращается или ограничивается возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Процентная надбавка выражается в процентах к заработной плате и устанавливается в зависимости от возраста работника, группы местности, к которой отнесен тот или иной район (местность), и стажа работы.
В каких регионах положены надбавки
Надбавки к месячному заработку, выплачиваемые за работу на Севере, дифференцированы по четырем группам северных районов, отличающимся степенью тяжести природно-климатических условий:
- Районы Крайнего Севера с особо сложными климатическими условиями.
- Остальные районы Крайнего Севера.
- Местности, приравненные к районам Крайнего Севера.
- Иные местности с особыми климатическими условиями.
Регионы, в которых производится начисление процентной надбавки, таблица
Каков размер северных надбавок
Лицам в возрасте 30 лет и более процентная надбавка устанавливается в следующем порядке:
- В первой группе местностей они получают 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100 процентов заработка.
- Во второй группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60 процентов надбавки — 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 процентов заработка.
- В третьей группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год работы до достижения 50 процентов заработка.
- В четвертой группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы до достижения 30 процентов заработка.
Молодые люди в возрасте до 30 лет, прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31.12.2004, имеют право на процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.
Молодежи, которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года и вступила в трудовые отношения после 31.12.2004, процентная надбавка начисляется в так называемом ускоренном порядке, который установлен пп. «е» п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»:
- в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60 процентов надбавки — последние 20 процентов за один год работы — для проживающих в районах Крайнего Севера;
- в размере 10 процентов за каждые шесть месяцев работы — для проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255.
Для молодежи, стаж проживания которой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее одного года и вступившей в трудовые отношения после 31.12.2004, надбавки к заработной плате устанавливаются в соответствии с приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2:
- в районах Крайнего Севера — в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100-процентного заработка;
- в остальных районах Крайнего Севера — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60-процентной надбавки — 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 процентов заработка;
- в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 процентов заработка.
В соответствии со ст. 3, 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет собственных бюджетов устанавливать более высокие размеры процентных надбавок для учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. В аналогичном порядке более высокие размеры процентных надбавок устанавливают для своих работников работодатели коммерческих организаций.
Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лиц в возрасте до 30 лет учитывается независимо от того, когда это имело место. В случае неоднократного проживания в этих местностях небольшой или иной продолжительности время проживания суммируется.