Pmonline.ru

Пром Онлайн
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужна ли аспирантура

Нужна ли аспирантура?

Этот вопрос мне задают настолько регулярно, что решил оформить это все в единый поток мыслей, чтобы в следующий раз просто прислать ссылку.

Несмотря на то, что поставленный вопрос достаточно простой, ответ на него далеко не простой. Хотя есть и простой ответ: «it depends». И это действительно так.

Статью построим в виде «описание тезиса» – «контраргументы» — «вывод».

Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!

Понятно, что конечная цель учебы в аспирантуре – это получение степени кандидата наук. Учиться ради учебы, на мой взгляд, не целесообразно. Поэтому несомненный плюс обучение – получения научной степени кандидата каких-то там наук и возможность преподавать в высших учебных заведениях. Степень кандидата – жирная строка в вашем резюме.

Реальность такова, что кандидаты наук не получают +30% к зарплате, если они работают в сфере информационных технологий. Студент третьего курса со знанием PHP, Java и удачно устроившись на компанию А, может с легкостью получать такие же деньги, как и кандидаты наук, а иногда (чаще именно так) еще и больше. Справедливо? Отнюдь.

Но, возможно, в будущем, вы захотите поработать топ менеджером огромной компании (хе-хе), то научная степень вам очень сильно пригодится. У вас будет неимоверно больше формальных шансов. Есть много примеров, когда люди через 10-15 лет все-таки возвращались в университеты для получения заветной корочки.

Нужно также заметить, что в зарубежных ИТ компаниях кандидаты наук ценятся очень сильно. Например, в Израиле кандидаты очень редко работают в ИТ компаниях разработчиками – это считается не логичным.
Они все работают в научных исследовательских центрах, университетах, что считается намного круче, чем работать в Microsoft и Google.

Вывод: кандидат наук – это долгосрочная выгода при определенных условиях и местоположения.

В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!

В аспирантуру идут разные люди, в том числе и люди из заголовка. Но это не означает, что там нет толковых и умных людей. Гораздо больше людей, которые как-то связаны с университетами – дети сотрудников университета, для которых аспирантура – гарантированное рабочее место в будущем при минимуме усилий и продолжение дела семьи. Вот такие люди и доставляют больше всего, так как правила и атмосфера создается вокруг и для них. Все остальное, как и везде – есть более умные и менее умные, более ленивые и менее ленивые, более хитрые и менее хитрые, более богатые и менее богатые.

Вывод: в аспирантуру идут всякие люди.

После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи

Отчасти верное утверждение – для университета главное – это научные теоретические выводы, хотя практический аспект тоже присутствует. Это часто напрягает, так как алгоритм не может считаться научной новизной, а излишняя формализация убивает всякий творческий процесс.

Но тут есть другая проблема – часто люди излишне практичны. Т.е. вместо того, чтобы немного подумать над проблемой, абстрагироваться от конкретной реализации, люди часто сломя голову бросаются в омут кода, забывая обо всем, что часто приводит к полному переписыванию кода в будущем. В процессе написания кандидатской человек обдумывает каждое слово, так как одно неверное движение может привести к переписыванию целых разделов. Да, я не шучу. К концу третьего года обучение написание одной страницы А4 занимает неделю, хотя в блог 3 А4 пишется за час.

Не факт, что эти знания вам пригодятся. Но тут срабатывает такой принцип: если мы чего-то не знаем, то нам кажется, что нам это не нужно. Как только мы что-то узнаем новое, то сразу мы понимаем, как и где это может быть использовано. Это очень легко характеризуется фразой классика: «я знаю то, что ничего не знаю».

Читайте так же:
Можно ли сменить оператора сохранив номер

Вывод: профессия айтишника + теоретические навыки аспирантуры – две стороны медали, которые дополняют один одного.

А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?

Вы пишите интересный проект и у вас есть много идей, но начальство совершенно не принимает трату времени на исследования. Вот тогда аспирантура – место для таких экспериментов. Да, желательно, чтобы тема работы и исследований были похожи, тогда знания, полученные в процессе исследований, можно использовать в практической работе, а знание технологий и ЯП – в процессе проверки своих предположений и теорий. У меня лично было именно так.

Опять таки, если ваша цель – простое зарабатывание денег без желания заниматься лишними телодвижениями, то в аспирантура для вас будет невыносимым грузом.

Получение опыта преподавания и управления людьми

В аспирантуре заставляют читать пары, вести дипломников, быть руководителем, старостой, куратором и т.д. И не нужно говорить, что это лишний опыт.
Такой же опыт можно получить и в ИТ компании, став тим-лидом или ведя курсы, выступая на конференциях. Проблема в том, что вряд ли вас кто-то поставит тим-лидом в 22 года. А в университете поставят и спрашивать не будут.

Вывод: будут заставлять преподавать. Хорошо это или плохо – каждый решает сам.

Общение с другими исследователями

В процессе написания работы я познакомился с большим количеством научно-одаренных людей и даже был шанс поехать в Китай в Microsoft Research на стажировку. Всевозможные олимпиады, европейские университеты и гранты открыты перед вами. Это дает очень много возможностей и опыта. Если говорить в целом, то, это, наверное, самое ценное из всего, что я вынес из обучения в аспирантуре.

Кроме того, это учит смотреть не только в сторону отечественной науки, но и в сторону мировых наработок.

Все так классно, иду в аспирантуру!

Да, статья до этого момента несла офигенно приятные тона. У вас могло сложиться впечатление, что все классно. Это не так.

  • полугодичные отчеты, журналы активности
  • документы для публикации научных статей, и сами научные статьи
  • оформление протоколов заседаний кафедр + сопровождающие документы
  • оформление госдоговорной темы, где вы должны выступать ответственным руководителем в рамках своей научной работы
  • отзывы на все свои телодвижения
  • приказы, ТЗ, разрешения для командировок
  • список финальных документов перед и до защитой – до 50 штук
  • и т.д.

Второе – никому ваша работа не нужна. Никому, кроме вас. От начала до конца ее в лучшем случае прочитают три человека – вы, научный руководитель и корректор.

Общие выводы
  • расширение кругозора и получение глубоких теоретических навыков
  • умение четко формулировать свои мысли даже там, где четкости нет и в помине
  • получение научной степени
  • тесная интеграция теории и практики
  • возможность получить грант, поучиться за границей годик-второй
  • не нужно идти в армию
  • опыт преподавания
  • бюрократия
  • нет возможности спокойно уехать в командировку
  • твоя работа и ты сам никому не нужен

Для каждого пункта можно поставить ваши личные коэффициенты важности и посчитать, чего больше получилось. Это и будет ответом на вопрос: нужна ли вам аспирантура.

Защита кандидатской диссертации: всё, что нужно знать

Если Вы решили для себя, что хотите получить ученую степень кандидата наук, то еще в самом начале пути важно знать, какие этапы предстоит пройти. Не всегда в начале написания своего научного труда соискатели знают все тонкости, которые необходимо учитывать для достижения заветной цели. Осведомленность диссертантов позволит выбрать оптимальный вариант подготовки диссертации.

Читайте так же:
Можно ли переносить стояки воды в квартире

Министерство науки РФ предусмотрело возможность соискания ученой степени кандидата наук двумя путями:

  1. Поступление в аспирантуру. Обучение возможно как в очной, так и в заочной форме. Обучение занимает три или четыре года соответственно. Параллельно аспирант привлекается к преподавательской и методической работе на кафедре.
  2. Без обучения в аспирантуре. Возможно прикрепиться к кафедре в качестве соискателя. В данном статусе наравне с аспирантами проводится сдача экзаменов кандидатского минимума, а также назначается научный руководитель. Длительность нахождения в статусе соискателя может составлять не более 3 лет [1].

Правила присуждения ученой степени регламентируются Положением ВАК о защите кандидатских диссертаций [2]. Документ определяет критерии, которым должны соответствовать научно-квалификационные работы, а также порядок защиты.

Чтобы соискатель ученой степени был допущен до процедуры защиты, необходимо соблюдение ряда обязательных требований.

Требования к диссертации для допуска к защите

Научно-квалификационная работа должна быть выполнена в соответствии с критериями и правилами, установленными для данного типа научных трудов. Содержание кандидатской должно быть посвящено раскрытию актуальной на момент написания темы.

Необходимо, чтобы автор предложил уникальный новый подход, способный эффективно решить существующую проблему. При оценке качества научного труда также учитывается грамотность его оформления. При допущении недочетов работа не будет принята к защите.

Документы для допуска к защите диссертации:

Список того, что нужно для защиты кандидатской диссертации:

  1. Заявление;
  2. Распечатанный «принтскрин» страницы сайта научной организации, на базе которой защищается диссертант, содержащий информацию о дате размещения в сети Интернет материалов;
  3. Заверенная копия документа об образовании;
  4. Удостоверение, подтверждающее факт успешной сдачи кандидатских экзаменов;
  5. Рукопись и автореферат в распечатанном виде;
  6. Заключение учреждения, на базе которого выполнялась диссертация;
  7. Отзыв научного руководителя.

Количество статей для защиты кандидатской диссертации для большинства гуманитарных наук составляет не меньше 3 публикаций ВАК. В прочих областях науки – не меньше 2.

По статусу к публикациям приравниваются различные патенты.

Законодательство нашей страны предусматривает предоставление отпуска на защиту кандидатской диссертации [3] длительностью три месяца. При этом необходимо заранее письменно уведомить работодателя о намерениях. Для реализации своего права требуется предоставить выписку из решения диссовета, содержащую сведения о приеме диссертации к защите, а также личное заявление.

Установлены сроки подачи документов – не более чем через две недели со дня принятия решения о приеме диссертации к защите. А работодатель должен принять соответствующее решение не более чем через 5 рабочих дней после получения документов. После прохождения процедуры, не более чем через 10 рабочих дней, по месту работу также предоставляется выписка из решения диссовета.

Процесс защиты кандидатской диссертации

Защита диссертации – это один из наиболее важных этапов пути к ученой степени, т. к. только при успешном результате процедуры комплект документов сможет быть направлен в ВАК.

Защита проходит в несколько этапов:

  1. Вступительная речь председателя диссовета;
  2. Оглашение материалов личного дела соискателя ученым секретарем;
  3. Речь соискателя. Рекомендуемая продолжительность – от 10 до 20 минут;
  4. Члены комиссии задают вопросы;
  5. Речь научного руководителя;
  6. Озвучивание отзывов на рукопись и автореферат;
  7. Ответы на вопросы ведущей организации;
  8. Выступление оппонентов;
  9. Открытая дискуссия;
  10. Голосование;
  11. Перерыв;
  12. Оглашение итогов голосования;
  13. Ответное слово диссертанта;
  14. Обсуждение проекта заключения членами комиссии.

Процедура, как правило, длится полтора – два часа.

Рекомендации по подготовке:

  1. Подготовить портфолио своих опубликованных работ;
  2. Иметь при себе несколько экземпляров автореферата, на случай если члены комиссии не успели ознакомиться с ним;
  3. Для записи мероприятия лучше использовать камеру, а не диктофон, т. к. изображение помогает распознать плохо различаемые звуки;
  4. Обеспечить себя и членов диссовета пишущими ручками, бумагой и питьевой водой.
Читайте так же:
Можно ли сортировать по алфавиту в ворде

Подготовка и защита кандидатской диссертации требует от диссертанта максимальной собранности и нацеленности на результат. Грамотная организация процедуры подготовки исследования позволит пройти путь к степени кандидата наук оперативно и без лишних затрат сил и времени.

Можно ли имея высшее техническое образование писать кандидатскую диссертацию

Можно ли имея высшее техническое образование писать кандидатскую диссертацию например сразу по педагогике и что диссертация даёт например при устройстве в вуз? Должность преподавателя? И вообще где она нужна?

Ответы на вопрос:

Виталий, защитить работу на соискание ученой степени кандидата наук можно лишь по специальности, указанной в дипломе о высшем образовании. Вы, как выпускник технического факультета ВУЗа, не сможете стать кандидатом педагогических или условных экономических наук.

Кроме того, еще зависит, какое у Вас высшее образование: полное, с магистратурой, или неполное с окончанием одного лишь бакалавриата. Если Вы не окончили магистратуру, писать кандидатскую диссертацию точно Вам никто не позволит.

Хочу также Вам пояснить, что для защиты диссертационной работы не всегда необходима аспирантура. Вы можете пройти программу через соискательство. Не стоит путать его с заочной аспирантурой. Предполагается, что Ваше призвание – наука, вы разрабатываете важную тему или готовите научное открытие благодаря практическим исследованиям. Логично, что Ваше исследование станет основой документа, из которого так же дополнительно может оформиться кандидатская диссертация. Суть соискательства в непрерывном образовании через закрепление молодого ученого за определенной кафедрой, которая занимается той же тематикой. Соискатель не является аспирантом.

Написанная диссертация даст Вам возможность получить ученую степень кандидата наук и остаться работать на кафедре ВУЗа с перспективой дальнейшего роста в научной среде.

Похожие вопросы

Может ли преподавать человек с дипломом инженера по специальности: технология продуктов общественного питания, в дисциплинах в дипломе есть психология и педагогика (90 часов), человек уверяет меня, что преподавать может, но по новым проф. Стандартам, с 2017 года у преподавателей должно быть соответствующее образование. Поэтому в данный момент отправляем на переподготовку наших работников. Прошу помочь в данном вопросе.

Училась в качестве соискателя ученой степени при институте 15 лет назад, но не защитилась. Кандидатский минимум сдан. Нельзя ли получить диплом аспирантуры? С квалификацией преподаватель — исследователь? Какие-то изменения планируются, слышала, но не в пользу аспирантов. Когда преподавала в институте, у нас защитилась из всего коллектива только дочка директора. Меняла несколько раз работу. Руководители всячески препятствуют работе над диссертацией. Очень не заинтересованы в остепенении чужих людей, не родственников. Хотя сами защищаются без проблем. Вообще эта проблема решаема?

Если написанная диссертация в итоге получается не по заявленному направлению, то можно ли поменять это направление?

У меня диплом магистра, могу ли я осуществлять преподавательскую деятельность?

Приравнивается ли защита кандидатской диссертации к повышению квалификации научно-педагогическим сотрудником.

Я доцент педагогического университета, кандидат физико-математических наук с 27-летним педагогическим стажем (в этом же университете). Основное и дополнительное образование техническое. Впервые за эти годы при подаче заявления на конкурс на должность доцента с меня потребовали документы о педагогическом образовании. Законно ли это требование? В какие законах можно найти разъяснение? Спасибо.

Я кандидат филологических наук. Хочу защищать докторскую по теме «Язык и сознание». Высшее образование-педагогическое. Иными словами, ни диплом о высшем образовании, ни специальность кандидатской не соответствуют. Нужно ли получать магистерскую степень, или можно просто сдать дополнительный экзамен при поступлении в докторантуру. Получив степень я буду преподавать и вести научную деятельность. Екатерина, Санкт-Петербург.

В Положение о присуждении ученых степеней (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 года N 842

Читайте так же:
Можно ли перепрошить телевизор samsung

(с изменениями на 21 апреля 2014 года и изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 723. там в пункте 3 написано следующее:

3. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем ученой степени, успешно сдавшим кандидатские экзамены, порядок сдачи, перечень и примерные программы которых утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

К соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица:

— освоившие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — номенклатура), по которой подготовлена диссертация;

— освоившие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), не соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой, по которой подготовлена диссертация;-имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в организации, давшей положительное заключение по данной диссертации, к которой они были прикреплены для подготовки диссертации и сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) на срок и в порядке, которые установлены Министерством образования и науки Российской.

Вопрос: Могу ли я на основании выше указанного положения, быть допущен к соисканию ученой степени кандидата наук по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством, если имею следующие дипломы о высшем образовании:

1) Ростовский Военный Институт ракетных войск, 2001. Присуждена квалификация инженер, по специальности Автоматизированные системы обработки информации и управления;. примеч.-техническое;

2) Диплом бакалавра по направлению подготовки 080200. Менеджмент. Примеч.-экономическое? Обязательно ли иметь диплом специалиста или магистра по экономическому образованию, или достаточно диплом специалиста по техническому?

В чём разница между соискателем и аспирантом?

В чём разница между соискателем и аспирантом?

Аспирантура готовит научных кадров для преподавательского состава и получения учёной степени в целях продолжения исследовательских мероприятий. Существует несколько форм получения степени аспиранта – это форма обучения, которая может быть очной и заочной, а также форма соискательства.

К системе подразделений высшего учебного состава относится аспирантура, которая даёт студентам функциональные особенности высшего образования. Выпускники получают звание кандидата наук, доктора или доцента кафедры, могут занимать должность старшего преподавателя, декана или иного, что предусматривается особенностями обучения в высшей школе.

Отличия между формами обучения

Соискатель научной степени – это аспирант, который имеет квалификацию специалиста или магистра, но хочет повысить свои практические знания, получив учёную степень. Для этого в обоих случаях нужно писать диссертацию и заниматься научной работой. Для аспиранта ВУЗа и соискателя степени, который не числится в аспирантуре, индивидуальный план – абсолютно разный.

Чем занимается соискатель?

Соискателем научной степени считается специалист с высшим профессиональным образованием, который хочет получить учёную степень и/ли звание кандидата или доктора наук. Работа над диссертацией не предполагает курирования со стороны преподавателя. И в течение подготовки он прикрепляется к научному руководителю или научно-исследовательскому учреждению. Форма обучения подходит следующим категориям лиц:

  • Форма получения учёного звания удобна для исследовательских учреждений, которые могут подготовить научные кадры без обязательного зачисления в ВУЗ.
  • Сотрудники исследовательских организаций не проводят вступительных экзаменов. Аспирант, которые является соискателем степени, не сдаёт вступительных мероприятий, не проходит конкурсы аттестатов и дипломов.
  • Соискатель научной степени не ходит на пары, не посещает ВУЗ для изучения вопросов касаемо своей темы научной работы.
  • Соискатель может консультироваться с научным педагогическим составом.
  • На кафедре соискатель числится, как внештатный специалист, который пишет диссертацию.
  • Кафедра может включить в штат соискателя на основании положительно характеристики. Она составляется после собеседования с ректором по научной работе. При этом преподавательская деятельность считается необязательной для него.
  • Как только соискатель становится прикреплённым к научному руководителю, будучи зачисленным на кафедру, он готовится к сдаче кандидатского минимума.
Читайте так же:
Можно ли подключить видеорегистратор к плафону освещения

Соискатель пишет диссертацию в течение 3 лет, либо уже приходит в НИИ или ВУЗ для защиты своей работы. На этот период он никак не обременяется экзаменами, лекциями в ВУЗах или научной работой с другими кандидатами.

Аспирант – особенности и отличия

Аспирант считается более «тепличным» видом научного кадрового аппарата. Человек «живёт» в ВУЗе, получает льготы и стипендии. В течение 4-5 лет он занимается наукой, пишет статьи и консультируется с педагогами. Аспирант – это претендент на учёную степень кандидата наук, который числится в программе аспирантуры в учебном заведении.

Аспирантура для студента предполагает:

  • сдачу экзаменов при поступлении;
  • очная форма обучения доится 4 года;
  • аспирант посещает лекции и семинары;
  • он получает стипендии и льготы;
  • аспирант работает «на кафедру»;
  • ежегодно он составляет отчёты для кафедры о проделанной работе.

По окончании учёбы аспирант сдаёт последний кандидатский минимум и получает допуск к защите диссертации. Экзамен сдаётся по 3 предметам.

Важно! Аспиранты также являются соискателями учёных степеней. В чём разница, если обе категории кандидатов в доктора наук занимаются диссертацией и исследовательскими работами? Отличия в том, что соискатель в аспирантуре – получает все льготы взамен на работу для кафедры. Соискатель без зачисления в аспирантуру не имеет льгот и стипендий. Он лишь пишет диссертацию, чтобы получить учёную степень. При этом аспирант в ВУЗе может также получить научное звание для продолжения педагогической деятельности.

Кому нужна форма соискательства?

Отличия от аспирантуры заключаются в мобильности и отсутствии обязательств перед ВУЗом. Соискатель учёной (не научной) степени – это, как правило, специалист, который привязан к работе института или иному высшему учебному заведению. Он уже является доцентом или старшим педагогом, который хочет стать доктором наук, но не хочет прерывать учебный и трудовой процесс.

Если соискатель степени хочет посещать лекции, он вправе там появляться вместе с другими аспирантами. При этом работа над диссертацией будет вестись самостоятельно. Дополнительного обучения не требуется. Аспирант обязан заниматься научной работой, как соискатель. Однако последний не обязан вести учебную деятельность, публиковать статьи в журналы и сдавать экзамены.

В чём разница помимо формы подготовки кадров и образовательного процесса:

  1. В положении о подготовке научно-педагогических кадров №814 и №1582 сказано, что аспирантура, как и адъюнктура/докторантура, является основным профессиональным обучением кадров.
  2. В Законе №248 сказано, что аспирантура относится к системе послевузовского образования для повышения квалификации учебных кадров. Соискатели степени могут получить педагогическую квалификацию.
  3. Соискательство – это форма работы над диссертацией, которая не подразумевает прикрепления кандидатов в ВУЗам и подразделениям НИИ.

Аспирантура считается более жёсткой формой обучения. На очной форме обучения кандидаты сдают не только профильные экзамены, но и зачёты по информатике, педагогике и т.д. Соискатель не изучает таких предметов, лишь готовится к кандидатскому минимуму, если прикрепляется всё же к кафедре ВУЗа. Обе формы предполагают аттестацию каждый год.

Аспирант не может прерывать учебный процесс по необоснованным обстоятельствам, а соискатель вправе «отложить» науку на неограниченный срок, как кандидат в доктора. Поэтому многие врачи, которые окончили ВУЗ, ординатуру, остаются кандидатами в доктора наук, и продолжают трудовую деятельность в форме соискателя научной степени.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector