Pmonline.ru

Пром Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли в бесперебойнике использовать автомобильный аккумулятор

Можно ли в бесперебойнике использовать автомобильный аккумулятор?

Нам часто Клиенты задают вопрос: “Можно ли вместе с источником бесперебойного питания использовать автомобильный аккумулятор?”.

На этот вопрос можно ответить двояко, с одной стороны да можно – автомобильный аккумулятор такой же элемент питания, как и герметичные необслуживаемые аккумуляторные батареи для источников бесперебойного питания, но с другой стороны его использование в циклических системах бесперебойного питания крайне нежелательны для самой аккумуляторной батареи. Обо всем подробнее мы расскажем ниже.

Почему не рекомендуется использовать автомобильные аккумуляторы в источниках бесперебойного питания?

Во-первых, несмотря на то, что автомобильный аккумулятор отличный источник электрического питания, терпит большие пусковые моменты и токи, но есть один важный момент – он не любит разряда ниже 70% в связи с низким циклическим ресурсом заряд-разряд, а также глубоких разрядов – до 20-30% от номинальной емкости, что в системах бесперебойного питания происходит весьма часто. При использование его в машине, он всегда находиться на постоянной подзарядке от генератора автомобиля, средний срок службы в таком случае у него 5-7 лет. Работая же в системах бесперебойного питания из-за низкого количества циклов заряд-разряд автомобильный аккумулятор протерпит в лучшем случае 1-2 года в зависимости от частоты и глубины циклов заряд/разряд.

Во-вторых, при использовании в ИБП автомобильного аккумулятора помимо сильного падения срока службы падает и его номинальная емкость по мере использования, а также количество отдаваемой электрической энергия от него. Если допускать частые глубокие разряды будет происходить сульфатация пластин которая как правило является необратимым процессом и в дальнейшем аккумулятор будет невозможно зарядить из-за упавшей емкости.

В-третьих, большинство автомобильных аккумуляторов не герметичные и по мере использования будут выделят водород, что весьма опасно в закрытых и жилых помещениях.

В-четвертых, при наличие плохого зарядного устройства в источнике бесперебойного питания, может происходить перезаряд автомобильной батареи, что будет приводить к кипению электролита в батареи, а также к его вытеканию. Также время от времени необходимо будет доливать дистиллированную воду в батарею. Что весьма неприятно.

Какую лучше использовать аккумуляторную батарею в источнике бесперебойного питания?

Выше мы рассмотрели основные недостатки автомобильных аккумуляторов при использование их в источниках бесперебойного питания. Всех этих недостатков лишены герметичные необслуживаемые аккумуляторные батареи. Циклический ресурс этих батарей намного выше чем в автомобильных аккумуляторах – составляет от 400 циклов и выше. Их можно размещать в жилых помещениях, из-за отсутствия выделения водорода, а также они не требуют периодического заливания дистиллированной воды.

Да, цена их выше – но в перерасчете на период использования, они выигрывают, средний срок службы их будет составлять 6-9 лет.

Примеры из жизни:
Один клиент купил 4 автомобильных аккумулятора bosch silver s3 емкостью 56 ач, они проработали у него с ибп 2 года, а потом начали отказывать один за другим. Цена одного аккумулятора на тот момент была 100$ (раньше 800 грн).

Второй клиент по совету инженера-консультанта приобрел 4 аккумулятора для ибп с меньшей емкостью 33ач, но герметичных необслуживаемых с большим циклическим ресурсом, они уже работают 5 год. Цена батареи была на момент покупки 110$ (880 грн).

Рекомендации от специалиста

Если у Вас уже есть аккумуляторы, и они автомобильные, используйте их, но учитывайте их недостатки: не допускайте глубокого разряда, размещайте их в нежилых проветриваемых помещениях. Тем, кто только планирует покупку батареи для бесперебойника, сделайте выбор в сторону герметичных необслуживаемых аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания типа AGM или GEL, они предназначены для этой работы. Да они выйдут дороже, но в пересчете на продолжительность срока службы и более безопасное использование они у Вас выйдут дешевле и надежнее. Вы сможете найти их в разделе – Аккумуляторные батареи для ИБП .

Доработка источников бесперебойного питания Ippon и аналогичных

Отключения электроэнергии всегда случаются в самый неподходящий момент. Критичную к перебоям электроаппаратуру, например персональные компьютеры (ПК), подключают через источники бесперебойного питания (ИБП). В основной массе ИБП рассчитаны на относительно непродолжительную работу, что позволяет сохранить рабочие данные и корректно выключить ПК.

Более сложные модели ИБП позволяют работать оборудованию продолжительное время, имеют разъём для подключения внешних аккумуляторов, воздушное охлаждение, но стоят значительно дороже. Простые линейно-интерактивные (Line-Interactive) ИБП стоят дешевле, а бывший в употреблении, да ещё и без аккумуляторной батареи, можно приобрести за совсем небольшие деньги.

В связи с покупкой 3D-принтера возникла острая необходимость в обеспечении его бесперебойного питания. Из-за пропадания сетевого напряжения можно лишиться результатов многочасовой печати. Цена хорошего ИБП вполне соизмерима с ценой 3D-принтера, поэтому возникла идея доработать имеющийся в наличии Ippon Back Power Pro 500 (рис. 1). Выходная мощность этого ИБП — 300 Вт, что соответствует максимальной мощности блока питания принтера. По аналогичной схеме собрано много моделей ИБП под различными названиями и для питания нагрузки разной мощности, поэтому предлагаемая доработка может быть рекомендована для широкого круга ИБП.

Читайте так же:
Материнская плата asrock fm2a55m dgs

Рис. 1. Ippon Back Power Pro 500

Цели доработки ИБП Ippon Back Power Pro 500 следующие:

— сделать возможной работу ИБП при изменении мощности нагрузки от нуля до максимальной;

— увеличить продолжительность работы ИБП при пропадании сетевого напряжения и возможность работы от внешнего аккумулятора;

— облегчить температурный режим, применив воздушное охлаждение;

— обеспечить зарядку внешнего аккумулятора;

— для оперативного контроля уровня зарядки ввести на передней панели индикацию напряжения на аккумуляторах.

Внимание! ИБП Ippon и аналогичные не имеют гальванической развязки от сети. Поэтому при измерении параметров, налаживании и монтаже необходимо соблюдать меры электробезопасности, использовав развязывающий трансформатор. Соединение клемм внешнего аккумулятора производить только при отключённой сети.

Для исключения поражения электрическим током при эксплуатации прибора необходимо надёжно изолировать клеммы аккумулятора и разъёмы для подсоединения к ним.

В целях экономии энергии в этом ИБП имеется так называемая функция Green Mode (Green Power), которая при пропадании напряжения в сети и отсутствии нагрузки автоматически выключит источник через 5 мин. Поскольку 3D-принтер в течение времени потребляет энергию неравномерно, это может привести к выключению ИБП в неподходящий момент, поэтому эту функцию необходимо отключить. Для отключения режима "Green Mode" достаточно перекусить один вывод резистора R15A или выпаять (выкусить) этот резистор (рис. 2). Для похожих моделей ИБП способ отключения режима Green Mode может отличаться, но обычно на плате есть таблица, по которой можно определить, как активировать или выключить тот или иной режим.

Рис. 2. Резистора R15A

Рис. 3. Схема узла зарядки аккумулятора

Схема узла зарядки аккумулятора изображена на рис. 3. Нумерация элементов соответствует оригинальной схеме и печатной плате. Зарядка встроенной аккумуляторной батареи обеспечивается стабилизатором напряжения на микросхеме U02 и устройством ограничения тока, собранного на элементах Q09, R30-R32. Номинальный ток зарядки — около 700 мА, максимальное напряжение на аккумуляторе, поддерживаемое микросхемой U02, — 14,4 В. За вычетом 0,7 В (падение напряжения на диоде D13) получается 13,8 В. Это напряжение зависит от элементов R27, R28, R28A, R29, R29A, R62 и не всегда соответствует номинальному, что может привести как к недозарядке аккумуляторной батареи при пониженном напряжении, так и к перегреву при повышенном, что сокращает срок его службы.

Зарядного тока 0,7 А недостаточно для одновременной зарядки внешней и встроенной батареи, поэтому его необходимо увеличить до 2 А, что соответствует максимальному току зарядки внутреннего аккумулятора, если внешний аккумулятор не будет подключён. При одновременной зарядке встроенной и внешней батарей ток будет распределяться между ними. Максимальное напряжение на батареях лучше стабилизировать на уровне 13,8. 14 В. Это облегчит температурный режим зарядки и хранения аккумуляторов, снизит количество выделяющихся газов из внешнего аккумулятора. Узел зарядки питается от отдельной обмотки трансформатора, диаметр провода которой выбран производителем с некоторым запасом. При напряжении сети 220 В на входе микросхемы U02 напряжение составляет 16 В. Заменив микросхему U02 (LM317) импульсным стабилизатором, можно снизить потери, увеличить КПД и тем самым обеспечить необходимый зарядный ток без перегрузки трансформатора. Также уменьшить потери можно, заменив в диодном мосту выпрямительные диоды диодами с барьером Шоттки, у которых максимальное прямое падение напряжения около 0,5 В.

В качестве стабилизатора напряжения 13,8 В отлично подойдёт модуль импульсного преобразователя напряжения на микросхеме MP1584 или аналогичной (рис. 4). Такой модуль можно приобрести в собранном виде, он имеет высокий КПД, обеспечивает ток нагрузки до 3 А при малых габаритах и имеет возможность регулировки, позволяющей точно установить напряжение на выходе, а также имеет вход выключения модуля подачей напряжения низкого логического уровня.

Рис. 4. Микросхеме 4R7

Можно использовать любые похожие модули понижающих импульсных преобразователей, обеспечивающих ток не менее 2 А, возможность выключения модуля и регулировку выходного напряжения в интервале 8. 14 В.

С целью облегчения температурного режима работы необходимо ввести воздушное охлаждение. Для этого удобно применить вентилятор размерами 80×80 мм и разместить его на задней крышке ИБП вместо разъёмов для подключения сети и нагрузки. Для подключения к сети следует применить гибкий кабель с вилкой на конце, подключённый через плавкую вставку к входному разъёму CN04 платы ИБП, а для подключения нагрузки — внешний блок розеток, подключённый таким же гибким кабелем к разъёму CN01 ИБП. Провода заземления этих кабелей надо соединить между собой.

Рис. 5. Готовый модуль вольтметра

В качестве индикатора напряжения на аккумуляторных батареях использован готовый модуль вольтметра (рис. 5), работающий в интервале напряжений 3. 18 В. Для переделки ИБП с его платы необходимо удалить элементы LM317, R27, R28, R28A, R29, R29A, R30, R62 согласно принципиальной схеме. Удаляемые элементы на схеме (см. рис. 3) выделены красным цветом. В освободившиеся от элементов отверстия устанавливают модуль MP1584, использовав в качестве стоек одножильный медный провод с сечением 0,75 мм 2 .

Читайте так же:
Максимальная очистка диска с от хлама

Рис. 6. Доработанная схема

Доработанная схема показана на рис. 6. Рядом с выводом коллектора транзистора Q09 сверлят отверстие диаметром 1,5 мм. Проводом МГТФ 0,07 минимальной длины, пропустив его в просверленное отверстие, соединяют коллектор транзистора Q09 с входом Fb модуля MP1584 (вывод 4 микросхемы MP1584). Затем проводом соединяют коллектор транзистора Q08 с входом En платы (вывод 2 микросхемы MP1584). Между базой и эмиттером транзистора Q09 надо установить керамический конденсатор С15 ёмкостью 100 нФ типоразмера 0805 для исключения самовозбуждения каскада. На место резистора R31 устанавливают резистор сопротивлением 0,39 Ом и мощностью 2 Вт.

Диоды D06, D13, D33, D34, D35, D36 следует заменить диодами с барьером Шоттки с допустимым прямым током не менее 3 А, например, 1N5822, MBR350 или аналогичные. Заменяемые элементы выделены на схеме на рис. 3 синим цветом. Зелёным цветом отмечены вновь вводимые элементы, их нумерация начинается сначала.

Для подключения внешнего аккумулятора необходимо использовать провод сечением 4. 6 мм 2 минимально возможной длины, так как при работе от аккумуляторной батареи ИБП может потреблять ток до 30 А при максимальной нагрузке. Можно применить провод AWG-10, площадь поперечного сечения составляет 5,26 мм 2 , или несколько проводов меньшей площади, свитых в жгут. В качестве клемм для подключения батареи можно использовать любые клеммы, в том числе и так называемые "ремонтные".

Для того чтобы случайное замыкание клемм внешней аккумуляторной батареи или неправильное их подключение не привело к печальным последствиям, используется развязка на диодах VD4, VD5 с барьером Шоттки. В качестве этих элементов можно использовать две включённые параллельно диодные сборки от пятивольтовых выпрямителей из компьютерных блоков питания, например, SBL3040PT, ESAD83-004 или аналогичных с барьером Шоттки и прямым током не менее 30 А. Максимальная мощность рассеивания на диодах при таком токе и напряжении 0,55 В — 16,5 Вт, поэтому эти сборки следует установить на небольшой алюминиевый теплоотвод (рис. 7).

Рис. 7. Алюминиевый теплоотвод

Для обеспечения функции зарядки использован диод VD3, он же защищает узел зарядки от напряжения при отключённой сети или работе ИБП от батареи. На задней стенке ИБП необходимо демонтировать входные и выходные разъёмы питания, а также плату защиты сетевого подключения LAN. Затем на этой стенке делают отверстие для вентилятора. Лопасти вентилятора нужно защитить металлической решёткой, взятой из блока питания от компьютера или изготовленной самостоятельно. Вентилятор подключается согласно приведённой на рис. 6 схеме. При таком подключении вентилятор будет вращаться на максимальных оборотах, когда ИБП находится в рабочем режиме, и на малых оборотах, когда ИБП подключён в сеть и находится в режиме зарядки или хранения аккумулятора. При выключении ИБП из сети вентилятор останавливается. У моего вентилятора ток при напряжении 12 В — 180 мА. Для работы на малых оборотах я выбрал ток 80 мА, что обеспечивает включение вентилятора и малый уро-вень шума. Для другого экземпляра вентилятора необходимо подобрать резистор R1. Элементы R1, VD1 и VD2 после монтажа размещены в термоусаживаемой трубке. Анод диода VD1 подключают к контакту 8 разъёма подключения передней панели CN00912, напряжение +12 В появляется там после нажатия на кнопку включения ИБП. Внешний вид доработанного ИБП со снятой крышкой показан на рис. 8.

Рис.8. Внешний вид доработанного ИБП со снятой крышкой

Вольтметр подключают к разъёму платы передней панели CN03, плюсовой контакт — к контакту 8, минусовый — к контакту 5 разъёма. В передней части корпуса вырезают квадратное отверстие по размеру индикаторов вольтметра и для повышения контрастности закрывают его светофильтром, соответствующим цвету свечения индикаторов.

Для регулировки напряжения зарядки необходимо подключить полностью заряженную аккумуляторную батарею, подсоединив к её выводам вольтметр, соблюдая при этом меры электробезопасности (используя развязывающий трансформатор и отвёртку с изолированной ручкой), подать сетевое напряжение и, вращая подстроечный резистор на модуле импульсного преобразователя D1, установить напряжение 13,8. 14 В.

Рис. 9. Собранный ИБП с подключённым аккумулятором

После указанной доработки выходное напряжение на выходе выпрямителя ИБП увеличилось до 20 В. Максимальный ток зарядки аккумулятора — 2 А. За счёт установки вентилятора температура внутри корпуса ИБП значительно снизилась, что позволило эксплуатировать прибор более длительное время и продлить срок службы встроенного аккумулятора. Подключение внешнего аккумулятора значительно увеличивает время работы нагрузки при перебоях электроснабжения. На рис. 9 показан собранный ИБП с подключённым аккумулятором.

Читайте так же:
Внешняя звуковая карта для игр

Автор: В. Андрюшкевич, г. Тула

Мнения читателей

Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из бесперебойника

йанихренанепонял, но искренне завидую тем, кто понял

а вот расскажи как мне, как построить зарядный стенд на баофенги, телефоны, навигаторы, ноутбуки и т.д.?

идея такова: взять крепкий ящик и в него прикрепить зарядные стаканы от баофенгов. стаканы подключить к сетевому фильтру (или просто тройнику?), фильтр подключать или в розетку бытовой сети или к генератору, или к инвертору. инвертор, соответственно к АКБ автомобиля.

1. просто дешёвый инвертор на 500 Вт достаточен?
2. если генератор даст скачок напряжения, то инвертор сгорит? как сделать, чтоб не сгорел?
3. инвертор нужно тыкать в прикуриватель или крокодилами на клеммы АКБ?
4. АКБ лучше вынимать из машины или можно прям под капотом надеть крокодилы и молотить двигателем?
5. можно ли, если инвертор с прикуривателем-самцом, втыкать его в прикуриватель-самку с прикрепленными крокодилами, а крокодилы на АКБ или надо это как-то иначе делать?
6. есть ли смысл искать инвертор с юэсби -выходом для зарядки мобилок?
7. ещё пишут, что нужен бесперебойние между сетевым фильтром и генератором, чтобы при переключении генератора не прекращать зарядку. так ли?

ага. в наряде сидел с полуночи до 3 и смотрел

поскольку я не военный, то тут 2 варианта видится:

1. «ящик с розетками», когда есть вход с крокодилами на 12 вольт и вилкой на 220 и выход в виде розеток на 220 вольт и юэсби разъёмов и проводов на все разъёмы + коробка со своими зарядными стаканами.

это более анархистский вариант «ящика мурза»

берём ящик один на всех и каждый приходит к нему со своими зарядными стаканами. удобно, когда нет постоянной команды и нужно «сделать электричество» для разных задач от занятий по первой помощи в выездном детском лагере до командировки с палатками, когда «одна розетка на троих» и «зарядник подберёшь с мощей уснувшего товарища»

получаем вариант для

2. «ящик мурза» — это как в роликах №2 и 3. больше для нормальных организаций. в моём колхозе — ящик от перфоратора с кучей зарядников. но у нас всегда есть под рукой генератор.

и я за электрооборудование не отвечаю, а личный набор «сравнительно честного отъёма электричества» у меня есть

примерно понял что ты хочешь. мы решили это так. с учётом то что всё должно быть согласно ТБ и прочий хрени, самодельство у нас запрещено. поэтому пришлось купить кучу всякого безобразия якобы сертифицированого.

Насчёт крепкого ящика — это нужно найти крепкого непьющего сварщика. Ну или столяра. От эстетических вкусов заказчика зависит. Я бы пластиковый кейс взял, от какой-нибудь мёртвой дрели.
Насчёт внутрянки. Всё можно собрать из готовых комплектующих. Вот, например, источник питательной электроники.

Например, такая схема:
Внутреняя шина 12 вольт.
Подача питания:
1. От автомобиля — напрямую к шине шланг прикуривателя.
2. От 220 — блок питания 950 руб
3. От USB или любого другого чахлого низковольтного источника — 109 руб
4. От чего угодно постоянного тока — 1890 руб.. В т.ч. низконапряженческие ветряки (если переменный ток дают, то через диодный мост), солнечные батареи. Можно практически не задумываться, е чему подключаешь, лишь бы не к 220.

Потребители:
1. 12 вольт — на шине
2. 5 вольт, USB — 155 руб, 5В, 3А. 3 ампера — не много, но их и несколько можно поставить.
3. Устройства с нестандартными требованиями по питанию 1-9В — 564 руб. В наличии встроенный цифровой вольтметр и кнопки "+" и "-", для установки нужного напряжения на ходу.
4. Устройства с нестандартными требованиями по питанию 13-35В — 564 руб.. Опять же, с вольтметром и кнопками.

«зелёный военный ящик» — бесплатно, однообразно и безобразно

о, сотона, это не для моих естественнонаучных мозгов… это я в избранное добавлю для отправки человеку-паяльнику

ты мне лучше расскажи на более простом уровне для первой младшей. например, работоспособна ли такая схема:

как защитить это от скачков напряжения 220в?

Не, там всё как раз для тех, кто эмиттер от коллектора не отличает.
Все платы имеют два разъёма — вход и выход. Никакой пайки, никаких сорокатомных справочников «современные китайские радиолампы». Исключительно для гуманитариев «если сюда примотать 12 вольт, то отсюда полезет 5». «если сюда примотать что угодно — отсюда полезет 12».

Автомобильный инвертор у меня есть. Работает. Не такой, как на предложенной ссылке, но «плюс-минус лапоть» с того же китайского завода. Инвертирует. В 220 втыкаем удлинитель на пять розеток, и за время поездки за водкой успеваем зарядить телефоны-рации-ноутбуки.
Только надо одно запомнить — автомобильный прикуриватель даёт не больше 200 ватт. А лучше — не больше 120. На зарядку паря телефонов и питание ноутбука прикуриветеля хватит, а вот если хочется включить два ноутбука, то лучше крокодилами за аккумулятор. Ибо предохранители в авто начнут лететь, греться там что-то будет под полом любимой «ласточки»… а оно надо?

Читайте так же:
Винт стойка для крепления материнской платы

Насчёт готовых бесперебойников. Ну, они все, обычно, работают. Но у некоторых есть пакостная особенность — даже при полностью заряженном аккумуляторе без напряжения на входе (в розетке на стене) они не включаются. Т.е. выйти в чисто поле, включить бесперебойник, и запитать от него магнитофон с «металликой» не получится. Причём, эта особенность в «продажных характеристиках» не показывается.
А вот запасы электричества в обычных бесперебойниках очень маленькие. В большинстве стоят 12-вольтовые батареи на 7-12 ампер-часов, т.е. ёмкость бесперебойника

0.1 киловатт-часа. Их предназначение — дать несколько минут времени на штатное выключение компьютера, а вовсе не на переливании электричества в мобильные телефоны в чистом поле. И вот ещё гадость: некоторые бесперебойники шибко умные, и отключаются, если в режиме питания от батарей не видят нагрузки. Заряжалка телефона может оказаться недостаточной нагрузкой, чтобы бесперебойник её вообще заметил.

Да, по теме «как защитить это от скачков напряжения 220в?»

Дешевые бесперебойники никакой реальной защиты не обеспечивают. Да, они могут «поглотить» какие-то джоули, но… в моей практике было несколько случаев, когда при кратковременном отключении питания, меньше секунды, дешевый ИБП убивал подключенную к нему железяку: инвертор уже завёлся, а байпасс (пропуск электричества насквозь) ещё не отключился, и на выходе получилась сумма розетки и инвертора. Не знаю, с чем связано, предполагаю, что с херовым качеством механических реле.

Реальную защиту обеспечивают бесперебойники постоянного двойного преобразования, в которых никакого байпаса нет — они всегда выпрямляют входящее напряжение до постоянного 12. 192В, а на выходе всегда напряжение с инвертора. По энергоэффективности, конечно, проигрывают, но зато такой характеристики, как «время переключения на батареи» у них нет в принципе.
Ну и стоят такие не по 20 копеек, и на низкие мощности их не делают — нет смысла.
Если на такой бесперебойник прилетит что-то нехорошее из подающей сети — у него сначала сгорит выпрямитель. Если выпрямитель что-то пропустит, то выброс будет сдемпфирован аккумулятором, а остатки уже пойдёт в инвертор. Инвертор, скорее, тоже сгорит быстрее, чем сожжет подключенную нагрузку. Разве что на вход придёт что-то уже совсем неприличное, больше тысячи вольт, чтобы пробить себе путь прямо между дорожками на плате.

И ещё. У инвертора, кроме мощности, если ещё характеристика — форма выходного сигнала. Самые дешевые и поганые дают сигнал квадратный, меандр. Инверторы класса от «поганый, но не самый» до «выше среднего» дают ступенчатый сигнал, разной степени приближенности к синусоиде. И только хорошие дорогие инверторы дают сигнал «чистый синус», о чём никогда не забывают упомянуть в характеристиках. А вот если форма сигнала не упомянута, то 95%, что инвертор даёт «ступеньки», и 5% — меандр.

От квадратного сигнала работают «грелки», работают железки с импульсными блоками питания (компьютеры всякие, не дешевые зарядники). А вот железки индуктивные — электромоторы, «тяжелые» трансформаторные блоки питания — не работают, работают плохо, или работают, но очень сильно греются и неприятно шумят. А от меандра могут и вообще дохнуть, т.к. прохождение меандра через трансформатор даёт целый спектр высокочастотных гармоник, на которые нагрузка может быть не рассчитана. Например, высокочастотные гармоники могут проникать в управляющие цепи электроники через паразитные ёмкости, и расцениваться, как управляющий сигнал. (Что-то я уже забурился глубже объявленного горизонта «естественнонаучных мозгов» ).

Автомобильные инверторы настоящего чистого синуса никогда не выдают! Не, может быть, где-нибудь в США такие и есть, ценой по 300 баксов, но не в России, где всё китайское и дешевое. Поэтому не подключайте к автомобильному инвертору то, что Вам очень дорого.

Как из бесперебойника сделать стабилизатор напряжения?

Напряжение в питающей сети постоянно колеблется, и с этим ничего не поделать: слишком много факторов влияют на стабильность электросети. Решением проблемы является установка защиты, чаще всего — стабилизатора. Стабилизатор напряжения позволяет компенсировать просадки и всплески в сети, выдавая на выходе максимально близкое к 220В (для одной фазы) напряжение. Более совершенную защиту представляют собой источники бесперебойного питания. Они, помимо прочего, обеспечивают непрерывную работу электрооборудования при кратковременных глубоких просадках и полном обесточивании сети.

Читайте так же:
Материнская плата asrock h55de3

Нередко пользователи, имея на руках ИБП, интересуются, как из бесперебойника сделать стабилизатор напряжения. Мы рассмотрим возможность использования источника бесперебойного питания в качестве стабилизатора без вмешательства в схему.

Виды бесперебойников

Перво-наперво следует рассмотреть виды современных ИБП, чтобы разобраться,какие из них могут работать в качестве стабилизатора “из коробки”, а какие — нет.

ИБП типа OFF-LINE отбрасываем сразу. Данные бесперебойники представляют собой автоматический переключатель нагрузки на резервную цепь. Он имеет два состояния: работа от сети и работа от инвертора. Первый режим активен до тех пор, пока входное напряжение находится в определенном допуске (например 160-250В). При нарушении рабочего диапазона автоматика коммутирует потребителя на резервную цепь. Никакого взаимодействия с сетевым напряжением здесь не происходит, а значит использовать OFF-LINE ИБП в качестве стабилизатора не получится.

Линейно-интерактивные бесперебойники уже интереснее. Работа устройств данного типа аналогична OFF-LINE за одним важным исключением: при работе от сети входной сигнал стабилизируется. За это отвечает простенький ступенчатый стабилизатор. Как правило, его точность не высока (10% — соответствует самым бюджетным стабилизаторам), а рабочий диапазон — самый стандартный.

Самыми интересными ИБП являются устройства on-line. Здесь стабилизатора нет, однако коррекция входного сигнала осуществляется за счет двойного преобразования. Цепь “AC-DC-AC” позволяет из любого по качеству сигнала получить эталонный постоянный ток, после чего инвертировать его в чистый синусоидальный сигнал 220В. Как правило, источники бесперебойного питания on-line устанавливаются для серверов и востребованных промышленных установок. В быту их используют редко.

Зачем делать стабилизатор из ИБП

Каждый имеет свои потребности и отвечать за всех невозможно. Если одному человеку идея использовать ИБП в роли стабилизатора напряжения кажется безумной, другому она может показаться интересной в его ситуации. Как правило, идея использовать ИБП в качестве стабилизатора возникает тогда, когда на руки попадает, скажем, списанный организацией прибор, а покупать для него аккумуляторы нет ни нужды, ни желания.

И так, можно ли запустить бесперебойник в режиме стабилизатора напряжения? Да, но не любой. Если мы говорим о линейно-интерактивных источниках бесперебойного питания, то они довольно часто имеют функцию работы без аккумулятора. В таком случае при обесточивании сети ИБП будет просто отключаться за неимением АКБ. И тогда идея поставить бесхозный ИБП защищать условный компьютер не кажется такой уж глупой. Другой вопрос, что для компьютера и значительной части техники такая защита может оказаться бесполезной.

Благодаря импульсным блокам питания техника может безопасно работать в широком диапазоне напряжений, и тут больше важна не стабилизация, а защита от высоковольтных импульсов, нормированное отключение и прочие параметры.

А что насчет “онлайновых” ИБП? Они значительно реже могут работать без аккумуляторных батарей. Учитывая, что бесперебойники on-line делаются для профессиональных задач, их автоматика может попросту не позволить запуск без АКБ, выдавая ошибку. В ином случае Вы получите идеальное по качеству напряжение во всем рабочем диапазоне, который не предусматривает использование аккумулятора.

Если же бесперебойник из коробки не имеет функции работы в качестве стабилизатора, добиться своего можно путем модификации схемы. Описывать этот процесс смысла нет, так как специалист и так знает, что делать, а если соответствующих знаний нет — лезть внутрь с паяльником крайне не рекомендуется.

ИБП изнутри

Есть ли смысл использовать ИБП в роли стабилизатора

Ситуации бывают разные, и если в руки попал бесхозный источник бесперебойного питания, то его можно подключить “стабилизировать”, но куда лучше использовать его по назначению с аккумулятором.

Если Вам действительно нужна защита от перепадов напряжения, лучше присмотреть себе отдельный стабилизатор напряжения. Стабилизатор будет превосходить ИБП по многим параметрам:

  • Более высокая точность и рабочий диапазон стабилизации, чем у большинства линейно-интерактивных ИБП;
  • За невысокую цену можно купить мощный стабилизатор для целой квартиры, когда как ИБП за ту же стоимость хватит разве что на 1-2 электроприбора;
  • В сравнении со старым бесперебойником (иную ситуацию эксплуатации ИБП в качестве стабилизатора представить трудно), стабилизатор будет куда надежнее и оснащен большим количеством специфических защитных функций;
  • Стабилизатор значительно эргономичнее. Во-первых, корпус будет компактнее за счет отсутствия лишних элементов для бесперебойного питания. Во-вторых, органы индикации и управления будут связаны только со стабилизацией.

Делаем выводы

Если у Вас имеется источник бесперебойного питания, используйте его по назначению. Если использовать его в качестве стабилизатора просто потому что завалялся лишний прибор — польза от такого решения крайне сомнительна, учитывая не самые выдающиеся характеристики встроенных стабилизаторов. А уж если нужна качественная защита от перепадов напряжения, хороший стабилизатор обеспечит ее за демократичную цену и без каких-либо “костылей”.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector