Pmonline.ru

Пром Онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Звуковая карта с миди входом

Звуковая карта с миди входом

Я увлекаюсь старыми компьютерами (смотри «Призраки прошлого» и Старые PC), и старыми играми тоже. В старые игрушки поиграть хочется иногда, но держать ради этого системный блок в маленькой квартире не очень удобно. Выход был найден — я достал ноутбук уровня Celeron 500. Однако у него встроенный звук SigmaTel, а это значит, что в чистом ДОСе звука не послушать. Вот и задался я найти б/у звуковую карту pcmcia с поддержкой под ДОСом. Результаты поиска по Google и Rндекс я вам тут и предлагаю. Правда, получился обзор почти всех старых pcmcia-карт, а не только тех, которые могут работать под ДОСом.

Оговорюсь сразу — речь пойдет о старых 16-битных звуковых pcmcia-картах, потому что современная карта SB Audigy 2 ZS под ДОСом функционировать не может, а остальные карты, типа Echo Indigo, достаточно современны и дороги, чтобы был смысл их обсуждать в этом ключе. Впрочем, если про современные карты я узнаю информацию касательно их использования под ДОС, то я обязательно добавлю этот материал сюда.

В результате поисков звуковых карт я нашел информацию о существовании, а также краткие обзоры или описания, следующих моделей:

  • DSP Solutions PORT*ABLE sound,
  • I/OMagic Tempo Audio.
  • NewMedia .GAMEjammer и .WAVjammer,
  • IBM 3d sound card,
  • Fujitsu (ess1688),
  • Exp Cd multimedia combo,
  • Argosy,
  • AB Soft AB-SOUND PCMCIA,
  • Turtle Beach Audio Advantage,
  • Roland SCP-55B Sound Canvas,
  • Steinberg Nuendo Audiolink 96 Mobile,
  • TDK MC8001 GM wavetable
  • TDK DMC9000 plus GM
  • Yamaha PCC10XG
  • MediaVision Pro Audio pcmcia,
  • MediaVision Sound,

Вероятно, были и другие, но о них я если что-то и находил, то это были только упоминания в прайсах и каталогах, содержащие в названии слова «sound» и «pcmcia», и ничего больше. Краткий обзор перечисленных мной карт я и попробую сделать здесь.

Первыми я «оборзею» те карты, информации по которым у меня крайне мало (если сами карты или информация о них попадет вам в руки — свяжитесь со мной, я с удовольствием обсужу вопрос об их перемещении ко мне), а последней опишу MediaVision, которая недавно появилась в моих запасниках.

DSP Solutions PORT*ABLE sound

Эта звуковая карта типа II SoundBlaster-совместима, за исключением DOS-программ, работающих с DOS-экстендерами. Однако под Windows все ДОС-игры идут с полным звуковым сопровождением (например, Duke Nukem 3D, Doom). Может воспроизводить одновременно MIDI и WAVE-файлы. Имеет встроенный микрофон, динамик, стереоджек для наушников и регулятор громкости. Может воспроизводить звук как в восьмибитном, так и в шестнадцатибитном режиме. Поддерживает различные форматы компрессии в реальном времени. Существовала также версия Portable Sound Plus — подключалась к LPT-порту.

I/OMagic Tempo Audio

Эта карта типа II совместима с AdLib, Cardinal Audio, Sound Blaster, Windows Sound System. Она может записывать 8- и 12-битный стереозвук, имеет четырехоператорный FM-синтезатор, 32K буфера «на борту», полную поддержку воспроизведения MIDI и выходной MIDI-интерфейс. В комплекте есть драйверы под Windows.

NewMedia .WAVjammer

16-разрядная карта (воспроизводит 16-битный стереозвук) типа I. Имеет FM-синтезатор, dma-буфер 32 Кб, и низкое энергопотребление (100mA в рабочем режиме, и 1mA в режиме ожидания). В комплекте идет выкидушка с двумя выходами (линейный и на наушники) и двумя входами (линейный и микрофон). Совместима с Microsoft Windows Sound System 2.0, Sound Blaster и Ad Lib.

NewMedia .GAMEjammer

8-битная type-II монозвуковая карта со встроенным динамиком. Имеет на выкидушке порты для подключения джойстика и MIDI (вход, выход, сквозной), микрофонный и линейный входы, и линейный выход. Cовместима с Adlib и Sound Blaster для работы под Windows 3.xx или Windows 95. Поддерживает усовершенствованную систему потребления мощности (APM) — при неиспользовании энергии практически не потребляет. Опциональный миди-адаптер позволял подключать до 16 миди-устройств одновременно.

IBM 3d sound card

По отзывам, эта карта работает во множестве игр, потому что у нее одна из самых лучших программная и аппаратная эмуляция Sound Blaster. Также имеется на ней и волновая таблица (wavetable), и опциональная возможность подключать джойстики и midi-устройства. Зато не анонсирована поддержка Windows 95.

Fujitsu (ess1688)

Эта 16-разрядная звуковая карта сделана на базе чипсета ESS1688. Она работает под Windows 3.1 и Windows 95. MIDI-звук поддерживается только под DOS (цифрового звука не будет). Под Win95 виндовые игры звучат как надо, а вот DOS-игры вообще не звучат (ни MID, ни WAVE). Для меня это странно — на чипе ESS1688 звуковые карты на стационарных компах под ДОСом прекрасно работают.

Exp Cd multimedia combo

Этот комбайн из привода компакт-дисков и звуковой карты обещает настоящую, аппаратную, совместимость с Sound Blaster Pro, в отличии от других карт. Интересно, как они смогли решить проблему DMA на PCMCIA? По-любому, если обещание выполнено, то это круто. Звуковая карта имеет две выкидушки: звуковую (с динамиком, микрофоном, и т.п.), и для привода компакт-дисков. Есть драйверы для Windows 95, и карту можно использовать и для звука, и с приводом одновременно. Все это может питаться от аккумулятора ноутбука, от батареек АА, или от внешнего блока питания. Один минус — привод для компакт-дисков очень тяжелый, весит больше килограмма. Также вроде бы существует версия чисто звуковая, без привода.

Судя по всему, это версия Exp Cd multimedia combo, но только как звуковая, без CD-ROM.

AB Soft AB-SOUND PCMCIA

По характеристикам очень даже хорошая карта (type I). Она может воспроизводить 16-разрядный стереозвук, имеет fm-синтезатор и поддерживает ДОС и Windows 3.1. Также в выкидушке к ней встроен микрофон, монодинамик, есть регулировка громкости, линейный вход и линейный и микрофонный выходы. Обещается полная совместимость с SoundBlaster Pro, SoundBlaster 2.0 и Adlib. По некоторым данным она поддерживает даже Windows 95/98 и совместима с Sound Blaster 16.

Turtle Beach Audio Advantage

Если все, что вам нужно, это моно-звук под Windows, то можете обратить внимание на эту карту. Это 12-битное устройство типа II имеет три разных типа коннекторов, два полных мидипорта (MIDI In, MIDI Out, и MIDI Thru), и систему энергосбережения.

Roland SCP-55B Sound Canvas

Ооо, эта известная продвинутая фирма делала и тогда, и, по-моему, делает и сейчас профессиональные синтезаторы. Свою звуковую карту она тоже сделала крутой — она считалась хорошим выбором для профессионалов. Эта карта типа II обеспечивает великолепный волновой синтез и 16-битный звук. Она включает в себя: Roland Sound Canvas (SC-55mkII); General MIDI, Roland GS, волновой синтез Roland RS-PCM; 28-голосная полифония, 16 MIDI-каналов; 354 GM- и GS-инструментов, 9 комплектов ударных и 47 SFX-вариаций; эффект-процессор (8 типов реверберации и 8 типов хоруса). Вобщем, эта карта в то время считалась даже профессиональной, и использовалась музыкантами. Выкидушки были двух типов: на одной имелся выход на наушники, а на другой (MCB-3) — миди-интерфейс и выходы на наушники и линейный и линейный же вход. Карта не была SoundBlaster-совместимой, но поддерживалась играми и программами вполне неплохо. Явно работал в DOS, и, скорей всего, в Windows 3.x.

Читайте так же:
Зарядное устройство кулон 707а схема

Steinberg Nuendo Audiolink 96 Mobile

Об этой карте я смог узнать только то, что она вроде бы вполне профессиональная, и что она под CardBus, а не под старый PCMCIA. Также она поддерживается Windows и MacOS. Про DOS сведений у меня нет.

TDK MC8001 GM wavetable

Предтеча TDK DMC9000, поэтому схожа с ней по характеристикам (см.ниже), только памяти в два раза меньше.

TDK DMC9000 plus GM

Звуковая карта, совместимая с Windows’95, и о ДОС сведений нет, поэтому особо расписывать не буду. Тип — PCMCIA Type II, Main sounds — GM / GS, preset sounds — 325, ПЗУ — 4MB, тип DSP — EMU8000, ОЗУ — 2MB, голосов — 32, каналов — 16, эффекты — Reverb/Chorus/Delay. Были некоторые упоминания о том, что эта карта, как и MC8001, совместима с SB AWE64. Также существовали очень похожие на нее звуковые карты с названием EMU 8710PS.

Yamaha PCC10XG

Еще одна хорошая (Ямаха неплохие синтезаторы делала), но виндовзная карточка. Вкратце: Tone Generation Method — AWM2, Maximum Polyphony — 32 notes, Internal Voices — Total 676 sounds and 21 drum sets, XG — 480 sounds+11 drum sets, TG300B — 579+10 drum sets, Play Modes — XG и TG300B, Эффекты -Reverb (11 типов), Chorus (11 типов), Variation (43 типа).

MediaVision Pro Audio pcmcia

Это карта типа II, полностью совместимая со стандартами Level 1 и Level 2 MPC. Поддерживает 16-битный звук до 48 kHz, и полностью совместима с Sound Blaster и Ad Lib. Имеет FM-синтезатор, встроенный MIDI-интерфейс, и даже порт джойстика, и поддерживает компрессию аудио.

MediaVision Sound

По этой карте у меня больше всего информации — ведь я имею ее лично 🙂 Я ее опишу в марте 2006.

Сравнение пяти старых звуковых карт

Ну вот и подошло время для нас разобраться в источниках звука. Именно сейчас то самое время, когда рынок звуковых плат не плачет от нашествия новых продуктов, когда, спустя достаточно времени после выхода двух конкурентов — SB Live! и плат на Aureal Vortex 2, производители игр стали включать поддержку 3D звука, когда залатано большинство глюков в драйверах. И всё же одна мысль не даёт покоя. А вдруг что ни так? Вдруг ОН лучше? Что покупать? Не пора ли апгрейдить звуковую плату? И именно для того, чтобы избавиться от этой мысли мы, не вдаваясь в технические характеристики, решили протестировать 5 звуковых карт разных периодов времени — от начала девяностых до 1999 года. В список плат вошли: Creative Vibra16, Creative Vibra128, Creative SB Live! Value, Monster MX300.

Попробую объяснить наш выбор: эти карты, считающиеся "дорогими" наиболее интересуют публику. И если с Creative Vibra16 за годы люди успели разобраться, то с остальными ввиду их редкости ещё нет. Я надеюсь, что этот обзор немного внесёт ясности.

Как мы тестировали

Для теста был взят компьютер

Celeron 266 o/c to 403
128 Mb SDRAM <PC-100>
M/B based on Intel 443 BX
90 ваттные колонки типа "Союз"
2 Усилителя на передний и задний каналы.

MS-DOS 6.22/ Windows 98.

Всё это было установлено в просторной комнате на соответствующем расстоянии.

Мы тестировали, хотя "тестировали" — не совсем подходящее слово. Звук нельзя измерить, поэтому как результат выставляется оценка по пятибальной шкале. Оценка выставлялась средняя из тех, что предлагалась четырьмя экспертами. Оценка "пять с плюсом" ставилась, когда все эксперты признавали превосходство этой платы в данной категории.

Оценка проводилась в следующих категориях:

Внешнее исполнение
Исполнение драйверов
Шумность
Проигрывание MIDI
3D звук

Итак, продукт первый

Creative Vibra16

Что можно сказать об этой плате? Она всегда была, есть и будет хорошей альтернативой дешёвым Yamaha. И пусть эта плата не обременена всевозможными 3D наворотами. Взамен вы получаете хороший качественный звук, поддержку в старых ДОС играх, встроенные драйвера в Win 9x, а что ещё нужно для домашнего компьютера середины- конца 1999 года?

Итак, держа эту плату в руках, можно подумать, что держишь целую историю. Стандартный для всех плат начала 90-х зелёный цвет. Плата имеет 2 выхода: выход на колонки и линейный, вход с микрофона, линейный вход, порт джойстика. Есть планка под ASP процессор, отдельно вынесен блок OPL. Надо сказать, что нам достался образец платы 1993 года- тогда они были качественнее. Вполне возможно, что именно такой платы вам уже ни найти в магазинах, разве что только на рынке.

В целом исполнение платы тянет на троечку по пятибальной шкале.

Так как этот продукт проверен временем, то все ДОСовские игры работают без проблем. Под Win9x драйвера уже имеются в самой системе. Установка их проблем не вызывает. Хотя кривые руки всегда найдут проблемы.
Драйвера работают, и это главное. Никаких дополнительных настроек, кроме тембра они не разрешают. По пятибальной шкале на троечку.

Шум этой карты давал о себе знать. Карта шумела довольно громко. По этому параметру — тройка.

WaveTable на карте нет, поэтому миди проигрываются крайне плохо. Двойка по пятибальной шкале.

3D функции отсутствуют -Ноль по пятибальной шкале.

Vibra16 она и есть Vibra16 — хорошая дешёвая плата для игр.

Из Vibra16 много не вытянешь, поэтому переходим к следующему продукту

Gravis Ultrasound MAX.

Gravis Ultrasound, Гусь в простонародье заслужил репутацию самой плохонастраиваемой карты в мире. По крайней мере, за его настройку в Win 95 ставили дорогих магарычей. Нам самим удалось это почувствовать.

Исполнение карты сделано на высшем уровне- красная печатная плата, на которой расположены 2 слота под 30 Pinn память, CD-ROM IDE connector, сам главный чип производства AMD, три стабилизатора, Flash, порт джойстика. Недостатком этой платы является один выход. Сами гнёзда -металлические, что не может не радовать (правда толку от этого не много). Есть аналоговый вход с CD-ROM (обычный и Panasonic). Надписи сделаны очень чётко. Плату очень приятно держать в руках, исполнение на пятёрку по пятибальной шкале.

Читайте так же:
Вирус убивающий жесткий диск

Про драйвера лучше промолчим. Плату удалось заставить работать под Win 98, но потом решено было перейти под ДОС. Драйвера- на двойку по пятибальной шкале.

Гусь оказался самым тихим из всех тестируемых плат. Шум отсутствовал как класс. Честно говоря, это удивило. Бесспорная пятёрка с плюсом по пятибальной шкале.

Миди в исполнении гуся звучало на высшем уровне. Мы тестировали плату с двумя мегабайтами памяти. И должен сказать, что Миди было просто замечательно. Лучше, чем у других плат. Пять с плюсом по пятибальной шкале.

О Gravis UltraSound сложено много легенд и небылиц. Недаром он числится в списке легендарных вещей. И я должен сказать, что это действительно легендарная плата. И если вы сможете настроить её под Win95, то она долго будет радовать вас высшим качеством Миди и отсутствием шумов.

Creative Vibra 128

Карта на базе чипа Ensoniq ES1370 имеет интерфейс PCI. Печатная плата стандартного зелёного цвета не блещет изобилием деталей. Всего один чип Ensoniq, несколько конденсаторов, выход на передние и задние колонки, линейный и микрофонный входы, порт для джойстика. Плата не имеет цифрового входа для CD/DVD. Внешнее исполнение — тройка. Всё слишком просто.

Драйвера для Win9x ставятся без проблем. Обещана совместимость с ДОС (не проверялось). Драйвера выглядят скудно, что не характерно для Creative. 128 голосов миди, имеется совместимость с DirectSound3D, установки в ДОСе при эмуляции SB16. Драйвера исполнены на четвёрку.

Шумела карта довольно громко и нашумела ровно на тройку.

MIDI поразило своим качеством. Возможно, дело в качественных банках от Creative. Но General Midi играли ничуть не хуже, чем SB Live!, слегка уступая Gravis Ultrasound, хотя недостатки имелись. Четвёрка.

3D функции не тестировались принципиально. Ну не 3D эта карта.

И, наконец, самое главное.

Monster MX300

Совершенно новый шаг в мире звуковых плат. Звуковая карта Monster MX300 на базе чипа Aureal Vortex 2 с интерфейсом PCI.

Ещё до выхода этой платы о Vortex 2 было много разговоров. Ожидалась карта, которая могла создавать настоящий 3D звук, иметь более 300 голосов MIDI. Ну что ж?

Итак, Monster MX300. Стандартного ярко-зелёного цвета печатная плата, на которой размещены сам чип Vortex2, 3 разъёма для подключения модема, CD-ROM, и Auxiliary (внешних устройств). Имеется connector для подключения wavetable, а также разъём MX-Link для подключения дочерней платы. Железная планка покрашена в чёрный цвет. Контакты выходов на передние и задние колонки, микрофонного и линейного входов, а также порт джойстика выкрашены в золотистый цвет (обещается, что это- позолота (не проверялось)). Золотистые контакты на фоне чёрной планки выглядят довольно стильно. Эта картина навевает тоску о HI-END усилителях и колонках. На плате красуются эмблемы Diamond Multimedia и A3D.
За исполнение пятёрка.

Драйвера под Win98 установились без каких-либо проблем. В systray добавляется иконка, при двойном щёлчке на которую появляется меню настройки карты. А это и 10 полосный эквалайзер, и громкость, и конфиг, и управление MIDI, и A3D демки. Драйвера выполнены на пятёрку.

По части шума карточка вела себя довольно тихо. И это большой плюс. Ведь заявленное соотношение сигнал/шум > 96 dB при 20 Hz — 22 kHz . Пять по этому параметру.

Проигрывание MIDI. А вот тут Monster начал чудить. Миди звучало отвратительно. Всё время проигрывались не те ноты, бывало, что нота "забывала" отключаться и играла на протяжении всей мелодии. Каким-то образом можно заставить играть MIDI более-менее нормально, и люди это делали. Но это не показатель. По проигрыванию миди — тройка по пятибальной шкале.

3D звук. То, ради чего люди покупают эту карту. Заявлено, что карта выдаст полноценный 3D звук на двух колонках, или даже наушниках. Для начала рассмотрим как обстояло дело со стандартными A3D демками.
На двух колонках полноценного 3D звука нет! Это скорее напоминает расширенное стерео, чем 3D звук.
На четырёх колонках всё было лучше. Позиционируемый звук был ощутим. Чувствовалось улучшение звука.

Дальше в ход пошёл Half Life. Эта игрушка поддерживает как A3D, так и EAX 1.0 Запускаем Half Life, устанавливаем в опциях звук A3D, и.. идём его искать. Потому что 3D звук здесь действительно приходится искать. Кидаем гранату. Она взрывается в передних и задних колонках ( хотя лежит спереди нас). Кидаем ещё одну, отходим назад. Тот же эффект. Кидаем третью, отбегаем назад. Звук в передних колонках чуть сильнее, чем в правых. Опять граната, отбегаем на то же расстояние, но теперь на два-три шага дальше. Звук только в передних колонках. Повторяем ещё раз, только теперь не на два- три шага дальше, а где-то на один. Звук в передних и задних колонках. Это значит, что существует какая-то граница слышимости для каждого направления? И такая резкая. Кидаем гранату, забегаем за угол. Звук не меняется. Повторяем, забегаем в комнатку. Звук стал чуть глуше. Но не выглядит таким реальным. Подбираем оружие, стреляющее "мухами". Стреляем в стену, мухи разлетаются в разные стороны, но мы этого не слышим. Точнее слышим, но не то, что должны были бы услышать. Ещё час слушаем свои шаги, звуки гильз и ищем 3D звук.

Результат. Нам не понравилось качество 3D звука, исполняемого картой Monster MX300. Звук не тот. Тройка по этому параметру.

Переходим к последнему.

Creative SoundBlaster Live! Value

Звуковая карта SoundBlaster Live! имеет интерфейс PCI и выпускается в двух вариантах: SoundBlaster Live! (полный вариант) имеет дочернюю плату, выход на 8 колонок и SoundBlaster Live! Value — более дешёвый вариант без дочерней платы, с выходом на 4 колонки без I2S_In разъёма. По характеристикам они идентичны. Мы тестировали последний вариант.

Печатная плата тёмного коричневого золотистого цвета, красивая ярко золотистая надпись Sound Blaster Live!, вход для Telephone Answering Device, Аналоговый вход для CD-ROM, подключение Auxiliary (внешних устройств), I2S_ In ( на полной версии платы), цифровой вход CD_SPDIF для подключения CD-ROM / DVD-ROM, разъём CD_SPDIF_EXT, разъём для подключения модема. Порт джойстика, разноцветные пластмассовые ( у полной версии металлические позолоченные) контакты выходов на передние и задние колонки, вход с микрофона, линейный вход. За исполнение SB Live! получает бесспорную пятёрку с плюсом.

Драйвера есть как под ДОС, так и под Win 9x. Однако работа под ДОС является как бы. нежелательной. Creative не гарантирует совместимости с ДОС приложениями. Но, несмотря на это, практически все игры просто замечательно работают под ДОС в режиме эмуляции SB16. Драйвера же под Win 9x выполнены на высшем уровне. В них входят и Environmental Audio -настройка EAX эффектов, и Speaker setup — настройка колонок, наушников, и микшер, и SoundFont — настройка банков для MIDI, и виртуальная клавиатура. Мы использовали LiveWare (обновление драйверов) версии 2.1 Здесь появилась возможность настройки эффектов для каждого приложения, так называемая функция AutoEA. Драйвера на пятёрку по пятибальной шкале.

Читайте так же:
Можно ли работать на ноутбуке без аккумулятора

Что касается шума, то отношение сигнал/шум менее -96dB. И если у вас всё впорядке с усилителями, то шума вы не услышите. По этому параметру пять.

Проигрывание MIDI. 1024 голоса MIDI обещает нам Creative в драйверах Liveware 2.0. И действительно, миди звучит выше всяких похвал. Возможность загружать банки общим размером до половины ОЗУ вашего компьютера. Причём память под банки отводится динамически и используется только во время проигрывания миди. Миди можно проигрывать как через аппаратный, так и через софтверный синтезатор в драйверах. Однако звучание General MIDI было чуть хуже, чем у Gravis Ultrasound Max, что объясняется более низким качеством банков у Creative. Звучание MIDI на пять!

3D звук. SoundBlaster Live! поддерживает DirectSound3D, и свой стандарт EAX (Environment Audio eXtensions). Конёк этого стандарта- реверберация и позиционируемый 3D звук. В EAX 2.0 поддерживаются звуковые препятствия и звуконепроницаемые стены. Creative обещает 3D звук только на четырёх колонках. И он действительно есть.

Half Life поддерживает EAX версии 1.0, то есть все расширения EAX 2.0 он не воспринимает, но и без них SBLive! держится на высоком уровне. Звук в игре стал действительно трёхмерным. Звуки эхо, реверберация, позиционируемый 3D звук. Всё это есть в игре. То есть кинув гранату вперёд, звук будет действительно идти спереди, а взрыв сзади раздастся сзади. Выходя из коридора на открытое пространство, вы ощутите разницу в звуке. Звук стал трёхмерным. Никаких сравнений с Monster MX300. Бесспорная пятёрка с плюсом.

Оценки карт

Итак, подведём итоги. В осмотре 5 карт худшим оказалась Creative Vibra 16. При наличии денег, брать её не стоит, разве что, имея PCI звуковую карту, можно взять Creative Vibra 16 как дополнительную для ДОС.

Gravis Ultrasound Max оказался лучшим по шумности и по проигрыванию миди. Однако рекомендовать его можно лишь для работы с миди под Дос.

Creative Vibra 128 показала себя средней картой, стоящей своих денег. Если вам не нужен 3D звук, берите её. Для офисных приложений сойдёт.

Monster MX300, вопреки ожиданиям, не выдал того 3D звука, на который мы рассчитывали. Заявления о 3D звуке на двух колонках так и остались на бумаге. Если учесть его процессорозависимость, то не рекомендую его к приобретению. Возможно в последующих драйверах звук будет лучше.

Creative SBLive! оказалась бесспорным лидером по трём категориям. Эта карта отлично работает с Миди, имеет низкий уровень шума, способна воспроизводить реальный 3D звук на четырёх колонках, имеет цифровой вход с CD/DVD-ROM, качественные драйвера. Если учесть, что большинство выходящих игр поддерживает EAX, то эта карта- лучший выбор как для профессионального музыканта, так и для игромана, желающего получить 3D звук, или для обычного пользователя, любящего качественное оборудование.

ИЗУЧАЕМ MIDI-КОНТРОЛЛЕРЫ

К midi-контроллерам относят различные виды аппаратного или программного обеспечения, которое отвечает за создание и передачу потока данных на совместимое цифровое или электронное оборудование (синтезаторы, звуковые модули и т. п.), преобразующее полученную информацию в звуки.

Midi-клавиатура – одна из наиболее часто используемых разновидностей подобных контроллеров. При нажатии на клавишу устройство собирает данные о длительности и силе этого воздействия, а также о высоте извлекаемой ноты. После этого информация передается на звукогенерирующее оборудование. При создании музыкальных треков могут использоваться и другие типы midi-контроллеров, например, духовые, где поток данных генерируется при вдувании воздуха, или ударные (электронные барабанные установки).

Стоит отметить, что создание и запись музыки – далеко не единственная сфера применения midi-контроллеров. Сегодня они широко используются для управления световыми, пиротехническими и прочими видами спецэффектов.

Разновидности миди-контроллеров

Список подобных устройств, которые, как уже говорилось выше, позволяют решать самые разные студийные и концертные задачи, достаточно обширен. Исходя из своего предназначения, это может быть:

  1. Управляющий midi-контроллер

Из названия понятно, что устройства данного типа используются для управления плагинами, синтезаторами, виртуальными библиотеками и т. д. Обычно такой контроллер имеет форм-фактор фортепианной клавиатуры, оснащенной рядом дополнительных элементов в виде всевозможных регуляторов, педалей, слайдеров и т. п.

  1. Цифровое устройство для исполнения музыки

К данной группе можно отнести такие инструменты, как электронное пианино, синтезатор, электронный аккордеон, драм-машина, электронные барабаны, DJ-контроллер и др. Использование цифровых музыкальных инструментов позволяет значительно расширить возможности исполнителей. К примеру, изменить настройки синтезатора таким образом, чтобы его звучание имитировало звучание скрипки, гитары или трубы.

  1. Конвертер Pitch-To-MIDI

Главная задача подобных устройств – анализ высоты звуков и преобразование полученной информации в формат midi. Например, существуют конверторы, позволяющие превратить в миди-сценарий звучание голоса человека, гитары и т. д.

  1. Секвенсор

Служит для записи и хранения информации в формате midi. Исполнитель может заранее создать свою музыкальную партию, а затем воспроизвести ее том или ином совместимом миди-устройстве. Подобным образом можно создать автоаккомпанимент для концертного выступления, заменив часть живых исполнителей.

  1. MMC (Midi Machine Control)

Это устройство, которое предназначено для управления различными рекордерами, DAW и другим звукозаписывающим оборудованием.

Такие контроллеры еще называют студийными. Они значительно облегчают жизнь звукорежиссерам, давая возможность управлять процессом записи музыкального произведения, громкостью, панорамой, переключением между дорожками и прочими функциями DAW в автоматическом режиме. Для этого достаточно заранее создать определенный миди-сценарий, а затем в нужный момент активировать его нажатием всего одной кнопки. После чего устройство самостоятельно выполнит все необходимые действия.

Кроме MMC в группу студийных контроллеров входят миди-микшеры, фейдеры, миди-футсвитчи и т. п.

  1. MSC (Midi Show Control)

Не трудно догадаться, что основное предназначение устройств данного типа заключается в управлении различными визуальными эффектами во время всевозможных музыкальных шоу и праздничных представлений. Принцип действия таких контроллеров также основан на предварительном создании миди-сценария, где указывается очередность, время включения и выключения оборудования, отвечающего за создание того или иного спецэффекта, и другая необходимая информация.

Типы исполнительских контроллеров

В первую очередь миди-устройства для создания и записи музыки можно подразделить на традиционные и альтернативные. К первой группе относятся различные midi-клавиатуры. И это вполне обоснованно, так как формат миди изначально создавался с учетом нюансов игры на фортепиано. Исполнительские контроллеры, чей форм-фактор или принцип действия отличается от миди-клавиатуры, называются альтернативными. Их появление было обусловлено спросом со стороны самих музыкальных исполнителей. Ведь многих из них не устраивали те или иные особенности игры на клавишах. Со временем ассортимент альтернативных контроллеров многократно увеличился.

Читайте так же:
Материнская плата asrock g31m s характеристики

Миди-клавиатура

Является наиболее востребованным типом midi-устройств. Сегодня производители предлагают огромное количество моделей контроллеров данного вида. В продаже есть устройства и для начинающих музыкантов, и для профессиональных исполнителей. Контроллеры могут отличаться как по количеству клавиш (их число варьируется от 25 до 88), так и наличием дополнительных настроек и возможностей. Например, деление клавиатуры на несколько отдельных зон, каждая из которых может отвечать за управление определенным электронным инструментом, значительно упрощает работу с устройством. А если учесть, что при этом можно в зависимости от решаемой задачи самостоятельно изменять границы зон и руководить поведением клавиш при нажатии – возможности исполнителя ограничиваются только его талантом и творческой фантазией.

Кстати, заменить миди-клавиатуру можно при помощи некоторых современных клавишных инструментов. К примеру, с этой задачей прекрасно справляются многие модели электронных пианино от знаменитых брендов Roland и Casio.

Духовой миди-контроллер

Здесь генерация потока данных осуществляется в процессе прохождения через устройство воздушного потока. Это позволяет обыгрывать музыкальные фразы с учетом многих нюансов (артикуляция, экспрессия и т. д.), присущих живому исполнению на саксофоне, флейте или каком-либо другом духовом инструменте.

Считывание информации происходит при помощи специального сенсора, который считывает информацию, связанную с силой и громкостью извлекаемых звуков, и преобразует ее в формат midi. Наиболее продвинутые представители семейства духовых контроллеров оснащены дополнительными сенсорами, которые считывают данные о силе давления губ исполнителя и за счет этого задают высоту звучания той или иной ноты. Кроме того, сегодня в продаже можно увидеть устройства, предназначенные для имитации конкретных видов духовых инструментов – деревянных (Akai Electronic Wind Instruments) или медных (Akai Electronic Valve Instrument).

Одним из подвидов духовых миди-устройств являются так называемые контроллеры дыхания. Они отвечают за артикуляцию и могут функционировать исключительно в связке с синтезатором или midi-клавиатурой.

Барабанные и перкуссионные миди-устройства

Для исполнения простой партии ударных инструментов можно вполне задействовать обычную миди-клавиатуру. Однако возможностей последней зачастую бывает недостаточно для реализации более сложных партитур, где присутствуют технически сложные элементы (например, барабанная дробь и т. п.). В первую очередь по причине короткого хода клавиш и их недостаточной отзывчивости на череду быстрых нажатий. Лучше всего с конвертацией барабанных партий в миди-формат справляются специально разработанные для этого барабанные или перкуссионные контроллеры. Их еще называют барабанными пэдами.

Различают два вида подобных миди-устройств. К первому относят небольшие по размерам контроллеры, которые обычно входят в состав драм-машин. Второй разновидностью барабанных midi-устройств являются электронные ударные установки. Пэдами могут оборудоваться отдельные модели миди-клавиатур, превращая их в своеобразные гибридные музыкальные установки.

Для имитации игры на перкуссии предназначены специальные контроллеры, которые выделяются увеличенными размерами пэдов. Последние имеют несколько активных зон, по-разному реагирующих на касание, что позволяет добиться высокой достоверности звучания.

Струнные midi-устройства

Предназначены главным образом для гитаристов. Одним из подвидов таких контроллеров являются миди-звукосниматели, использование которых дает возможность изобразить на гитаре практически любой инструмент. Для этого достаточно подключить устройство к синтезатору или ПК. При этом звучание каждой струны обрабатывается с использованием индивидуального миди-канала. То есть, фактически в руках у гитариста оказываются 6 различных инструментов.

Миди-гитара – еще одна разновидность струнных контроллеров. Игра на ней сходна с техникой игры на обычной 6-струнной гитаре. Кроме того, начиная с конца XX века в поле зрения разработчиков миди-устройств стали попадать и другие струнные инструменты. В результате в арсенале у музыкантов появились миди-контрабасы, скрипки, мандолины, виолончели. Но большого распространения они так и не получили.

Другие разновидности исполнительских midi-контроллеров

К данной категории относят огромное число устройств, в числе которых всевозможные секвенсоры, синтезаторы, драм-машины, DJ- и performance-контроллеры. Главным образом они служат для создания предельно комфортных условий для исполнителей, которые с таким арсеналом самых передовых девайсов могут чувствовать себя на концерте также уверенно, как будто находятся в студии звукозаписи.

Например, используя DJ-контроллер, исполнитель может параллельно со своим выступлением управлять огромным количеством параметров, связанных с воспроизведением, микшированием и записью музыкальных треков. Не зря говорят, что современный музыкант – это, прежде всего, человек с ноутбуком!

ТОП 10 лучших внешних звуковых карт 2021 года

Интегрированные звуковые карты современных материнских плат в полной мере покрывают потребности обычных пользователей ПК, однако, их возможности, как и качество воспроизводимого звука, оставляют желать лучшего. Для их работы задействуются ресурсы компьютера, за счет чего заметно снижается производительность, на них воздействуют электромагнитные помехи, что приводит к появлению посторонних шумов. Подобных недостатков лишены дискретные аудиоинтерфейсы, что позволяет их использовать для профессиональной записи и обработки звука. Также эти устройства заметно повышают качество воспроизводимого аудио, а это особенно заметно в связке с профессиональной акустикой.

В приведенном ниже рейтинге представлены лучшие модели внешних звуковых карт, с которыми любые работы со звуком выходят на новый уровень.

Лучшие внешние звуковые карты

10. BEHRINGER UMC22

Относительно недорогой аудиоинтерфейс для звукозаписи из различных источников, способный работать под управлением как Windows, так и Mac OS X с подключением к ПК посредством USB. Аудиокарта оснащена MIDAS-предусилителем с фантомным питанием, имеет два 1/4” TRS выхода, 1/4” jeck для подключения музыкальных инструментов и комбинированный линейный вход XLR, посредством которого возможно использование микрофона.

Корпус UMC22 изготовлен на основе металлического профиля, обеспечивающего повышенную прочность. Все органы управления расположены на лицевой панели. Тут есть отдельный регулятор громкости выхода наушников с возможностью задействовать прямой мониторинг, индикаторы перегруза, сигнала и статуса. Запись происходит с разрешением 16 бит и частотой дискретизации 48кГц, при этом устройство полностью совместимо со множеством популярных программных пакетов для обработки звука, включая Steinberg Cubase и Ableton Live.

  • Невысокая стоимость.
  • Простота и удобство эксплуатации.
  • Наличие кнопки прямого мониторинга.
  • Наличие фантомного питания 48V.
  • Поддержка драйвера ASIO.
  • Слабый процессор, что может привести к появлению щелчков, артефактов и слабого шума при записи.
  • Предусилитель слабоват для высокоомных наушников.

9. Audient ID4

Настольная двухканальная звуковая USB-карта, собранная в компактном металлическом корпусе с верхним расположением лицевой панели, оснащена высококачественными предусилителями, которые встречаются на профессиональной студийной аппаратуре. Модель ID4 с максимальной частотой ЦАП 96 кГц и разрядностью 24 бита – основной конкурент аудиоинтерфейса Focusrite Scarlett Solo. Устройство отличается от аналогов наличием сразу двух независимых выходов под наушники (jack и mini-jack), а также назначаемого регулятора ScrollControl, который можно настроить под управление как непосредственно звуковой картой, так и плагинами. Подключение микрофона осуществляется через комбинированный вход XLR-1/4″, а за вывод аудиосигнала отвечает стереопара (балансный линейный выход).

Читайте так же:
Жесткие диски ssd для ноутбуков

Серьезный минус Audient ID4 – отсутствие отдельного линейного входа, что даже для бюджетного оборудования весомый недостаток. Также разработчики по какой-то причине решили не оснащать свой продукт MIDI-интерфейсом.

  • Высокое качество звучания.
  • Мощный усилитель для наушников с независимым ЦАП.
  • Прочный металлический корпус.
  • Нет MIDI-интерфейса.
  • Нет индивидуального линейного входа.
  • Непривычное управление.

8. Focusrite Scarlett Solo

Компактный аудиоинтерфейс с довольно прочным корпусом, способный работать с частотой дискретизации до 192 кГц, обладая при этом крайне низкой задержкой. Последний фактор обеспечивает возможность звукозаписи практически в реальном времени. Передняя панель имеет инструментальный и микрофонный входы с независимой регулировкой громкости. Также здесь расположены светодиодные индикаторы для удобства. Пользователь тут обнаружит выход для подключения наушников, индикатор подключения USB, а сам порт находится на задней панели по соседству со стереовыходом. Эту звуковую карту нельзя отнести к оборудованию профессионального уровня, но для домашней студии ее возможностей вполне достаточно.

  • Компактность.
  • Удобное управление.
  • Низкая задержка.
  • За мониторинг и громкость основного звука отвечает один регулятор.

7. Steinberg UR22mkll

Высококачественная звуковая карта, получившая по сравнению с предыдущей версией (UR22) более высокую производительность и возможность прямой работы с iPad. В последнем случае устройство можно благополучно запитать от батареи, обеспечив тем самым его энергетическую независимость от ПК. На передней панели расположилась пара комбинированных линейных входов с возможностью регулировки чувствительности, причем один из них подходит для подключения гитары и бас-гитары, так как оснащен переключателем импеданса. Для прямого мониторинга при записи есть отдельная ручка. Возможности устройства заметно расширяют MIDI выход и вход.

  • Большой диапазон регулировок входного сигнала.
  • Прочный корпус.
  • Стабильная работа.
  • Качественные микрофонные предусилители.
  • Отсутствие полноценных индикаторов входного уровня.

6. Creative Sound BlasterX G6

Как и предыдущая модель серии BlasterX, G6 – компактный внешний аудиоинтерфейс для геймеров, однако, получивший новую аппаратную часть с компонентами класса Hi-End. Конечно, весь потенциал карты раскрывается только совместно с качественными наушниками, однако, разница действительно резко ощутима. Разработчики наделили устройство широкими возможностями подключения. Так, кроме стандартного USB-интерфейса есть линейный и оптический разъемы. Приятный бонус – поддержка Scout Mode, который повышает качество звука шагов в игре и прочих эффектов. Также аудиоинтерфейс из-за низкого выходного импеданса может использоваться совместно с 8-омными высокочувствительными наушниками.

  • Высокое качество звука.
  • Большое количество функций.
  • Реализация виртуального объемного звука.
  • Малые габариты.
  • Заметно греется в процессе работы.
  • Среднее качество сборки.
  • “Сырые” драйвера.

5. Native Instruments Komplete Audio 6

Проектируя модель, инженеры сумели создать мощную звуковую карту с компактным корпусом из 2-миллиметрового алюминия, балансными разъемами и MIDI-интерфейсом. Регулятор уровня выходного сигнала выполнен в виде большой металлической “крутилки” на верхней глянцевой панели. Цифра “6” в названии указывает на количество входов/выходов: 2 независимые цифровые каналы, по 4 аналоговых входа и выхода. Визуальный мониторинг происходит посредством 15-и светодиодных индикаторов. Несмотря на солидный возраст модели, полностью обновленные драйвера и доработанная архитектура процессоров позволили добиться минимальной задержки.

  • Большое количество входов/выходов в компактном корпусе.
  • Низкая задержка.
  • Возможность мониторить моно и стерео источники.
  • Возможен треск на некоторых системах.

4. Roland Rubix24

У современных продюсеров и музыкантов модель пользуется популярностью из-за ее компактности, приятного дизайна, надежного корпуса, большого количества функций и, конечно, высококлассного звучания. Аудиоинтерфейс поддерживает разрешение 24-бит/192кГц, а драйвера в полной мере позволяют использовать его на устройствах с Windows и Mac. Один из серьезных плюсов Rubix24 – аппаратный компрессор/лимитер, позволяющий выполнять захват сигнала без искажений и клиппинга. За наличием перегрузки следят индикаторы уровня. Также благодаря входу Hi-Z есть возможность подключать источник сигнала с высоким сопротивлением, например, гитару.

  • Полная совместимость с Windows 10, хорошая поддержка “семерки”.
  • Стабильность в работе.
  • Огромное количество функций.
  • 4 выхода работают исключительно попарно (или 1 и 2, или 3 и 4).

3. PreSonus Studio 26

Аудио/MIDI интерфейс профессионального уровня обеспечивает запись с характеристиками 24бит/192кГц. Аппаратная часть заключена в прочный корпус из толстостенных алюминиевых панелей, что вместе с питанием от USB 2.0 придает мобильность устройству и позволяет его использовать, например, в поездках совместно с ноутбуком. Среди особенностей модели отмечается 2 входа и 4 выхода, что суммарно составляет 2Х6 каналов, а также встроенный полупроводниковый усилитель, отвечающий за профессиональное звучание. Подключение наушников с импедансом 32 – 300 Ом выполняется через индивидуальный стереофонический выход, при этом сюда возможен вывод второстепенного сигнала, за что отвечает режим Cue Mix A/B.

  • Качество сборки.
  • Удобная индикация.
  • Есть прямой мониторинг.
  • Вход наушников расположен на задней панели.

2. Zoom UAC-2

Высокоскоростной аудиоинтерфейс с подключением через USB и множеством продвинутых функций, включая четырехкратный апсэмплинг и MIDI, подходит для профессионального использования в звукозаписи, при воспроизведении сигнала с микрофона или инструмента, подключенного к линейному входу, в реальном времени. Наличие прямого мониторинга позволяет выполнять овердаббинг без задержки, а качество потокового аудио достигает показателей 24-бит/192 кГц. Общий уровень выходного сигнала удобно регулируется большой ручкой, а оптимальные настройки гораздо проще подбирать, опираясь на ЖК-индикаторы. Модель отлично подходит для профессиональной обработки и монтажа звука.

  • Простота подключения и настройки.
  • Мониторинг входа без задержек.
  • Хороший усилитель микрофона.
  • Мощности встроенного усилителя недостаточно для высокоомных наушников.

1. Creative X7

Creative Sound Blaster X7 позиционируется производителем как USB-ЦАП, но на практике представляет собой “комбайн”, собравший в одном корпусе стереоусилители для пассивной акустики и наушников, непосредственно ЦАП, декодер Dolby Digital 5.1, модули NFC и USB. Одновременно устройство выполняет роль коммутатора с позолоченными выходами для подключения акустики формата 5.1. Первое, что захватывает внимание – треугольный корпус с расположенным у вершины регулятором громкости больших размеров, а в нижней части находится специальное окошко. Открыв его крышку, появляется прямой доступ к операционным усилителям, которые можно без труда заменить на подходящие для достижения максимального качества звучания в сочетании с определенной акустикой. В целом устройство может выступать в роли звуковой карты и усилителя для пассивной аудиосистемы или наушников.

  • Оригинальный дизайн.
  • Звук высокого качества.
  • Огромный функционал.
  • Есть оптические in/out.
  • Устаревшее ПО.
  • Поддержка исключительно медленного Bluetooth 1.

Вывод

Чтобы определиться с выбором, необходимо в первую очередь посмотреть видео, в котором человек четко ответил уже на все вопросы. Так или иначе, не забывайте писать комментарии, будет интересно выслушать ваше мнение. Всем желаем удачных покупок и хорошего настроения на целый день!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector